Краткая предыстория. В начале 2010-го года связался со мной давний нью-йоркский знакомый (весьма, надо сказать, шапочный - оба занимались музыкой, но при этом состояли в разных тусовках-"фракциях") по имени Михаил Идов, на тот момент неплохо раскрутившийся на ниве писательской и журналистской деятельности. Суть просьбы была такова: Михаил сообщил, что занимается книгой о советском дизайне и хотел бы прислать ко мне фотографа, дабы сделать пару снимков для статьи о советских гитарах:
"Я тут пытаюсь составить фотоальбом для издательства Rizzoli под названием Made in Russia: The Unsung Icons of Soviet Design. От коллекций всякого советского китча отличается несколько хипстерским упором на 1960-е-1970-е... Фотографии там будут в основном черно-белые и архивные, но в особых случаях будут цветные вкладки "под обтравку", на белом фоне. Одна из [твоих] гитар того явно заслуживает!"
Я в тот момент был по уши занят отправкой себя, новой семьи и коллекции на далекую техасщину, посему прислал Михаилу несколько фоток своих гитар, дал ему ссылку на сайт и предложил снарядить фотографа в экспедицию на станцию метро "Войковская", сперва заручившись согласием Влада (izol) предоставить отдельные экземпляры своей представительной коллекции для небольшой фотосессии. Помню еще небольшое недоразумение в виде желания редакции, чтобы Влад сам приехал в студию к фотографу на съемки с энным количеством инструментов на своем горбу. Но в конце концов вроде все срослось. И - ни ответа, ни привета от самого Михаила, в связи с чем я решил, что проект был благополучно похерен.
Проходит два с гаком года. Приезжает ко мне в гости Big Beat и огорошивает новостью о том, что попалась ему в руки паршивенько изданная книженция о советском дизайне, где есть статья о Наших Гитарах и выражена именная благодарность вашему покорному слуге. Я сразу всё вспомнил, слегка при этом недоумевая, при чем тут я.
И вот, наконец, книга у меня в руках (ебучий amazon нереально тянет с доставкой). Что я могу вам сказать... Замысел хорош и своевременен, статьи некоторых авторов (и вступительную статью Идова-редактора) даже можно читать, но вот того несчастного безымянного, кто накрапал текстик про гитары конечно стоило хорошенько обработать. Считаю это частично своей виной, что в Штатах вышла книга, реанимирующая все до единого набившие оскомину (и, по-большому счету, развенчанные нами) мифы и недоразумения о советских гитарах: дрова, ужасные и негорящие в огне, в то время как все стремились играть на Музимах и Ямахах (?!) и т.д.
Один позитив: в конце выражена благодарность Владу!
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #1289 Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16 Местонахождение: Москва Сообщений: 2713
Ну всё, теперь в ближайшее время ждём переведённую книжку на просторах этой страны. И что-то мне подсказывает, что текст там будет так же без углублений в суть дела (на манер инет-статей про Урал). Ищу
"Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!"- именно такой девиз часто звучал в стенах советских консерваторий в 30-е годы. Лет тридцать спустя власти подобным же образом отреагировали на рок-н-ролл. Первое официальное упоминание "Битлз" появилось в 1965-м году в журнале "Kрокодил". Великолепная четверка была представлена в виде буржуазных психопатов, творящих шум, который ничего общего не имел с "настоящей музыкой". Конечно же, "Крокодил" не смог помешать распространению этого самого шума на низкокачественных пленках с записями эфиров Би-Би-Си и "Радио Свобода". Как и опасался режим (вполне оправданно), услышав "Битлз", все превращались во врагов государства. И враги мечтали именно о том, чтобы играть рок.
Юрий Мухин, первый электрический гитарист в Советском Союзе, вспоминает, как разобрал телефон-автомат, чтобы стащить необходимые запчасти, из которых он в конце 1940-х вместе с друзьями-инженерами собрал свою первую гитару. К началу 60-х крайне ограниченное количество иностранных гитар, сделанных в странах Восточного блока попали в советские руки - особенно тут стоит отметить восточно-германские "Музимы". И лишь к концу 1960-х на рынок были выброшены первые отечественные палки.
Санкт-Петербургская фабрика им. Луначарского, старейшая фирма по производству музыкальных инструментов в СССР, обнародовала "Тонику" приблизительно в 1967-м году. Инструмент это был ужасный, хотя и выглядел весьма недурственно. На первый взгляд кажущаяся необычной, на самом деле его форма была типичной для многих ранних электрогитар и, похоже, создавалась под влиянием Фендера "Ягуар". Некоторые объясняют особенности формы тем, что изначально в голову [sic] планировалось установить динамик (хотя этим планам и не суждено было осуществиться); другие объясняют выступающий нижний изгиб корпуса попыткой сделать гитару удобной для игры сидя. Но из-за смещенного баланса удержать инструмент на колене оказалось невозможным.
Гитары и бас-гитары "Урал" появились в Свердловске начиная с 1975-го года и стали самыми популярными электрогитарами в стране. "Урал" служит еще одним примером особенностей советского производственного процесса: инструмент этот создавался исходя из принципов долговечности, в то вермя как функциональные возможности мало кого интересовали. Он был нереально тяжел и обладал смехотворным грифом, который был одновременно узок и крайне неподатлив, но в то же время "Урал" было крайне тяжело сломать. Если особо склонный к проявлениям бунтарского духа советский рокер желал разнести инструмент на сцене в щепки, с "Уралом" бы ему пришлось попотеть. Что же касается баса "Урал", то говорят, что звук у него был как у Пола Маккартни образца 1964-го года, пущенного через двухдюймовый динамик.
Более поздние инструменты, такие как "Форманта" и белорусская "Соло-2", которые выпускались в 80-х годах, особым прогрессом отмечены не были. Эти гитары обладали странной красотой, а цветовое исполенение включало в себя не только "металлик", но и розовый цвет. Тем не менее, все они расстраивались при первом прикосновении. "Соло" хотя бы была полегче, чем "Урал", нo незначительно. Серьезные враги государства были вынуждены выискивать пути приобетения импортных гитар или делать себе инструменты на заказ; и тот и другой методы были широко распространены. Даже в официальной хронике 1970-х у разрешенных государством ВИА очень редко встречаются советские инструменты. Большинство играет на "Музимах", а уж отдельные везунчики - на "Ямахах". Но факт остается фактом: никакая гитара западного (или дальне-восточного) производства не могла конкурировать с "Уралом по цене. И по сей день тысячи ограниченных в средствах российских музыкантов продолжают бороться с этими ласкательно прозванными "дровами" от рока.
ID пользователя #2439 Зарегистрирован: 27.02.2011, 15:55 Местонахождение: Москва Сообщений: 666
Фу...ересь какая! Пионер-эмигрант писал-не иначе. Такое чувство, что наши сов.весла до такой глубины души его задели своей неподатливостью к его кривым ручонкам, что он написал такую "разгромную" статью...
Ну, ясен пень, материал писал журналист-пионер. И это при том, что многие другие материалы написаны захватывающе, заботливо по отношению к теме и весьма качественными авторами (например, Штейнгарт, если кто в теме). Уже написал Михаилу письмо с просьбой хотя бы пояснить, чьему перу принадлежит это эссе. Посмотрим, что он ответит. И ведь я давал ему ссылку на наш сайт, уж тут-то минут 15 потоптавшись можно было избавиться от многих "невоспетых мифов"...
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4704
shlepakoff, Михаил Идов - контра! Всё он прекрасно понял. Только ему нужны были некоторые подробности для инсинуаций. Факты, даты и названия для подтасовок. Чемы ты, Илья, с ним и поделился. Подозреваю, что не сознательно. Поэтому, просто будь осторожнее в выборе собеседника. Не все они интересуются информацией с той целью, которую преследуешь ты сам. Гнида - она что в Африке, что в Америке, гнида и есть. Japanese-Manufacturers-of-Made-In-Japan-from-1950-to-1980
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
Забавно, я и забыл о том. На фотографиях бас, купленный у Дохлого и орджонковская Тоника, подаренная Юрой Звездным. Помню, журналистка симпатичная была, но ее интересовали только гитары...
[ Редактирование 17.09.2012, 19:43 ] "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
Прежде чем делать далекоидущие выводы, я бы посоветовал господам прочитать книгу. Книга дизайну посвящена, и, по словам Ильи, не все там так плохо. И я Илье доверяю. Вы посмотрите, сколько в российском интернете ереси по нашей теме. И что, это все враги придумали? Чтобы опозорить передовую совгитарную промышленность? Или все-таки придумали дураки? "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #1814 Зарегистрирован: 10.04.2010, 19:43 Местонахождение: Санкт-Петербург - Крестцы, Новгородской обл. Сообщений: 3129
а чё? написано нормально для непитязательного читателя, я даже в чём-то и согласен... На Уралах и Тониках не играл! во как. Мышке осталось найти ВСЕГО 1 гитарка - Пловдив-бас... И будет ему ЩАССТЯ!!! хотя нашлась фотография, где я играю на чём-то похожем на РЕКОРД...
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4704
Санкт-Петербургская фабрика им. Луначарского, старейшая фирма по производству музыкальных инструментов в СССР, обнародовала "Тонику" приблизительно в 1967-м году. Инструмент это был ужасный, хотя и выглядел весьма недурственно. На первый взгляд кажущаяся необычной, на самом деле его форма была типичной для многих ранних электрогитар и, похоже, создавалась под влиянием Фендера "Ягуар".
Стою на асфальте я. В лыжи обутый.
Книга дизайну посвящена, и, по словам Ильи, не все там так плохо. И я Илье доверяю.
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4704
Басист Кайф Цитата ...
Да уж. Близнецы-братья.
1. На обоих экземплярах струны и колки из металла. 2. Головки шурупов - полупотай. 3. Доты на обоих белые. 4. Есть гриф и дека. 5. По два звукоснимателя. 6. Имеются бриджи.
Даже если не считать, что обе, в пнринципе, из дерева и на них можно зацепить ремень, то конечно "под влиянием".
Да уж статья... Про дизайн по-сути ни строчки, а ведь Тоника, особенно ленинградская - это маленький шедевр гитарного дизайна, как и Телекастер, например. Кстати, фендер дизайн бошки для Старкастера явно с нее спер ))
Не знаю как насчет ленинградской, но вот нет гитары более удобной для игры сидя, чем "обычная" Тоника.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23215
Zeddy Цитата ...
2. Головки шурупов - полупотай.
На ЛенТОНИКЕ - потай
Старкастер делали с 1974 года, когда ЛенТОНИКУ уже сняли с производства. А вот когда ШИФТУЯ c nfrjq ujkjdjq pfgecnbkb? rnj pyftn& МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23215
Йазьва!
Когда IBANEZ с такой головой выпускать начали? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться