Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Ссылки на познавательную литературу,сайты и прочее

Переход на страницу   <<        >>  
Автор Добавил
Cdur
27.10.2022, 20:03

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
К.п.д. деки зависит от соотношения модуля упругости к кубу плотности материала, - потому ЕЛЬ, - научно, 1949 г.
Ну и "Эмиритон 7-бис":
[link]







[ Редактирование 27.10.2022, 20:11 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
27.10.2022, 20:43

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
Несмотря на имеющиеся неточности, обзор серьезный:
[link]
16 августа 2012 г.
Электромузыкальные инструменты в СССР

Электромузыкальные инструменты в России начала развиваться в конце XIX — начале XX века и прошла за столетие интересный и своеобразный путь. Подробная библиография трудов русских ученых по музыкальной акустике за период 1898-1994 гг. собрана в работе А. С. Галембо.

В конце XIX — начале XX века появились на русском языке работы А. Лемана, Н. Нестерова, Д. Зеленского по анализу звукоизвлечения в смычковых музыкальных инструментах, в первую очередь в скрипках. В 1923-1925 гг. были изданы труды: А. Белявского «Теория слуха применительно к музыке. Основы физической и музыкальной акустики» и профессора Л. Немировского «Акустика физическая, физиологическая и музыкальная», созданный на основе его лекций в Ленинградской консерватории.
Начало организованных исследований в музыкальной акустике можно датировать 1920-30-ми гг. Ленинградская экспериментальная электротехническая лаборатория при научно-техническом отделе ВСНХ, начавшая свою деятельность с 1919 года, в период 1924-1929 гг. проводила комплекс научных исследований по музыкальной акустике под руководством В. И. Коваленкова.

В течение 1925-1930 гг. в Государственном институте истории искусств (ГИИИ) работала музыкально-акустическая лаборатория под руководством сначала В. И. Коваленкова, затем Л. Г. Немировского и Е. А. Шолпо, в ней проводились работы по изучению акустики музыкальных инструментов, микротемперации, электрической записи звука и др.

В 1930 году в Ленинграде была создана Центральная музыкально-акустическая лаборатория, преобразованная двумя годами позднее по инициативе академика H. Н. Андреева в Научно-исспедовательский институт музыкальной промышленности (НИИМП), в котором работали многие выдающиеся ученые-физики: H. Н. Андреев, А. В. Римский-Корсаков, И. И. Кузнецов, А. А. Харкевич, Г. А. Остроумов, H.A. Дьяконов, Н. И. Угольников, Я. М. Гуревич, Л. С. Вагин и др. В институте выполнялся большой комплекс работ по изучению материалов для музыкальных инструментов, механизмов взаимодействия струн и дек в фортепиано и щипковых инструментах, исследованию механических свойств клавишных механизмов, системы звукообразования в духовых инструментах, по созданию аппаратуры для записи и анализа свойств звуков музыкальных инструментов и т. д. Институт тесно сотрудничал с отраслевой научно-исследовательской лабораторией, созданной в 1932 году на фабрике «Красный Октябрь» под руководством Н. А. Дьяконова, а также с фабрикой им. А. В. Луначарского по изучению и разработке новых моделей роялей, гитар, балалаек и других струнных инструментов. Результаты этих работ нашли позднее свое отражение в книге А. В. Римского-Корсакова и H. Ä. Дьяконова «Музыкальные инструменты. Методы исследования и расчета» и трех томах сборника «Труды НИИМП». Перед Второй мировой войной институт в Ленинграде был закрыт.

В Москве под руководством профессора Н. А. Гарбузова в 1921 году был создан Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), который просуществовал до 1931 года. После этого H.A. Гарбузов создал при Московской консерватории Научно-исследовательский музыкальный институт (НИМИ), выделив в нем акустическую лабораторию. С середины 1930-х годов в ней работал А. А. Володин, один из ведущих специалистов в области электромузыкальных инструментов, автор книги «Электромузыкальные инструменты». Лаборатория занималась изучением акустики музыкальных инструментов, певческого голоса, психологией восприятия музыкальных звуков и т. д. В ней в разное время работали акустики, психологи, музыковеды, такие как С. Г. Корсунский, С. С. Скребков, Л. С. Термен, Ю. Н. Раге, Е. В. Назайкинский, П. Н. Зимин, И. Д. Симонов и др. Лаборатория музыкальной акустики перестала функционировать в 1991 году. На ее базе в 1992-м была создана Студия электронной музыки и Термен-центр под руководством А. Смирнова.

Период 30-70-х годов XX века характеризуется появлением целого ряда серьезных трудов по музыкальной акустике, а также огромным интересом ученых-акустиков и инженеров к разработке нового поколения электромузыкальных инструментов. В 1919 году был создан первый в мире электромузыкальный инструмент «Терменвокс» (автор Л. Термен), затем целая серия других электромузыкальных инструметов: в 1924 году В. А. Гуров и В. И. Волынкин построили одноголосный грифово-реостатный инструмент «Виоле- на»; в 1925-м С. Н. Ржевкин создал многоголосный клавишный инструмент «Катодный гармониум»; к 1935 году A.A. Володин разработал ряд моделей клавишно-грифового инструмента «Экводин». В 1937 году И. Д. Симонов представил клавишный инструмент «Компанола», а в 1944-м А. В. Римский-Корсаков, В. А. Крейцер, А. А. Иванов разработали клавишный электромузыкальный инструмент «Эмиритон». В 1955 году С. Г. Корсунский создал гармониум «Кристодин», в 1958-м им же и И. Д. Симоновым было разработано камертонное пианино с электронным возбуждением звука.

В это время музыкальной акустикой в России занимались многие выдающиеся ученые, из которых в первую очередь должны быть упомянуты:

— Л. С. Термен (1896-1993) — выдающийся физик и музыкант, в 1919 году изобрел первый в мире концертный электронный музыкальный инстумент «Терменвокс», который он демонстрировал во многих странах мира. Его концерты, в том числе в Метрополи- тен-опера (США), производили очень большое впечатление на многих композиторов и музыкантов. До настоящего времени звучание инструмента используется для звукового сопровождения фильмов, в концертах и т. д. Находясь длительное время в Америке, Л. С. Термен работал над созданием других инструментов (электронной виолончели, четырехоктавного клавишного инструмента и др). После возвращения в 1938 году в СССР он оказался в заключении, где работал в специальной лаборатории по созданию систем распознавания речи, идентификации голоса и др. Затем он был сотрудником лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории, с 1966 года начал работать в Московском университете, где активно трудился на протяжении ряда лет в области акустики (в том числе над созданием многоголосного варианта терменвокса). В том же 1966-м опубликовал книгу «Физика и музыкальное искусство».

— А. В. Римский-Корсаков (1910-2002) — ученый-акустик, доктор физико-математических наук. С 1932 года работал в НИИ музыкальной промышленности в Лениграде, являлся одним из создателей электронного инструмента «Эмиритон», соавтор книги «Музыкальные инструменты» (1952), которая содержала ценные теоретические выкладки и описание результатов по изучению звучания и технологии изготовления струнных инструментов. После войны работал заведующим отделом Акустического института РАН в Москве, занимался фундаментальными проблемами аэро- и гидроакустики, был членом редколлегии европейского журнала «Акустика»;

— А. А. Володин (1914-1981) — выдающийся ученый, чьи технические идеи нашли свое отражение в большом количестве патентов на электронные музыкальные инструменты и в его книге «Электромузыкальные инструменты». Большое внимание он уделял в своих работах проблемам восприятия звука (акустике слуха). Результаты этих исследований были опубликованы в его многочисленных статьях по данному вопросу;
— Н. А. Гарбузов (1880-1955) — профессор Московской консерватории, один из основателей и директор ГИМН (1921-1931), руководитель акустической лаборатории при Московской консерватории. С 1933 по 1948 год занимался проблемами музыкального слухового восприятия, создал зонную теорию слуха, издал статья «Музыкальная акустика» (1954), который широко используется до настоящего времени.

В 1970-1990-е годы работы по акустике музыкальных инструментов продолжались в лаборатории музыкальной акустики в Московской консерватории, а также в акустической лаборатории при фабрике «Красный октябрь» в Ленинграде. В ней в разное время работали Н. А. Дьяконов, Б. Я. Турина, А. Н. Ривин, А. С. Галембо и др.

В 1967 году на базе фабрики музыкальных инструментов «Заря» был создан под Москвой Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт музыкальной промышленности (НИКТИМП), который должен был обеспечивать потребности производства. Некоторые результаты выполненных в нем научно-исследовательских работ по музыкальной акустике нашли отражение в справочнике Л. А. Кузнецова «Акустика музыкальных инструментов».

К сожалению, электромузыкальные инструменты не пользовалась такой поддержкой государства, как другие направления акустики (гидроакустика, ультразвуковая акустика и пр.), поэтому многие видные ученые-физики, начавшие заниматься музыкальной акустикой, переориентировались на эти области науки (С. Н. Ржевкин,
А. В. Римский-Корсаков, А. Н. Ривин и др), по этой же причине не было создано крупных научно-исследовательских институтов по музыкальной акустике, работы продолжались только в отдельных лабораториях при Ленинградской консерватории, при Московской консерватории и при ряде производств.

Выдающиеся результаты в области изучения акустики вокальной речи были получены в это время под руководством профессора В. П. Морозова. Начав свои исследования по акустике голоса в Институте физиологии им. Сеченова в Ленинграде, он организовал лабораторию по изучению певческого голоса в Ленинградской консерватории. Там в период 1960-1968 гг. был выполнен большой комплекс исследований по акустике вокальной речи, которые были затем продолжены им в Москве в Институте психологии РАН (Центр «Искусство и наука») и в Московской консерватории. Исследовались проблемы невербальной коммуникации, восприятия речи и пения, акустические параметры и их связь с эмоциональным содержанием вокальной речи и др.

В. П. Морозовым опубликовано пятнадцать монографий, среди них «Тайны вокальной речи» (1967), «Биофизические основы вокальной речи» (1977), «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (1998), «Искусство резонансного пения» (2002) и др.

Необходимо отметить, что акустике речи было уделено много государственного внимания в связи с изучением проблем ее распознавания и синтеза, этими вопросами занимались в 1960-90-е годы крупные научно-исследовательские институты. Из акустических работ этого периода можно отметить труды таких известных ученых как Л. А. Чистович, Л. Я. Мясников, В. И. Галунов, Ю. А. Дубровский, А. В. Венцов, В. Г. Михайлов, М. А. Сапожков, В. Н. Сорокин и др.


[ Редактирование 27.10.2022, 20:45 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
29.10.2022, 09:51

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
[quote]
Видел кто-нибудь гавайские гитары ленинградской артели "Музпром" выпуска 1935 года?
А их гитары "нового типа с внутренним звукоусилителем" - это вообще о чём?
[link]
Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1935, № 43 (3372), 21 февраля, с.3


[/quote1667037100]

Nik Цитата ...

На 40% - не похоже на электроусиление.Может акустическое,по типу "добро"?


Разве что вот это близко - и по идее, и по временнОму интервалу:






Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
29.10.2022, 10:33

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Cdur Цитата ...

Разве что вот это близко - и по идее, и по временнОму интервалу:

Возможно,... хотя крайне маловероятно, IMHO
Сам факт наличия в этом ЗАКРЫТОМ коробе отверстия i для правой руки музыканта, делает всю эту конструкцию малопригодной для реального использования. Сам музыкант при этом толком не видит ни струн, ни свою собственную руку ("звуковыходное отверстие h" обзора не улучшает) и не имеет возможности как-то перемещать её (руку) вдоль струн, а это - минус нюансы звукоизвлечения, минус искуственные флажолеты... в общем, всё в минус. Тем более, такой вариант не подходит для гавайской гитары, где требуется доступ для левой руки с тонбаром вверх по струнам "по самое не балуйся". Этот патент - хороший пример чисто инженерного решения задачи звукоусиления. К практике это решение имеет мало касательства.
И выпустить такой инструмент тиражом 500 экземпляров - врядли какой-нибудь производственник согласился бы.
Ответ где-то рядом,... но это, по моему скромному мнению, не он.



[ Редактирование 29.10.2022, 10:47 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
EbenezerDorset
29.10.2022, 11:18

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Вариант креативненького дизайнерского оформления "отверстия для правой руки музыканта" Извините за нелепый офф в серьёзной теме... навеяло... не сдержался... Исправлюсь...


[ Редактирование 29.10.2022, 11:25 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
Cdur
29.10.2022, 12:48

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
EbenezerDorset Цитата ...

Cdur Цитата ...

Разве что вот это близко - и по идее, и по временнОму интервалу:

...
Сам факт наличия в этом ЗАКРЫТОМ коробе отверстия i для правой руки музыканта, делает всю эту конструкцию малопригодной для реального использования. .... Тем более, такой вариант не подходит для гавайской гитары, где требуется доступ для левой руки с тонбаром вверх по струнам "по самое не балуйся". ...
И выпустить такой инструмент тиражом 500 экземпляров - врядли какой-нибудь производственник согласился бы. ...




"Близко" - не значит "воспроизвести так же". Например, если в цитируемом патенте исключить мандолинный резонаторный ящик N, ограничившись просто удвоенным резонатором M, с добавлением боковых портов, то вполне можно ожидать увеличения громкости на 40%.

Что же до "500 гавайских гитар", то это вообще из 1-й части обсуждаемой заметки, - здесь же речь о её 2-й части, где говорится о совсем даже не гавайских гитарах "нового типа с внутренним звукоусилителем"...


Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
29.10.2022, 14:56

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Прекрасно понимаю и горячо поддерживаю всё вами вышесказанное. Имел ввиду только то, что когда решать проблемы берутся "чистые инженеры" (ну, или что-то вроде того), то результат не всегда впечатляет. (Четверть века назад провëл пару месяцев в ГПНТБ разглядывая американские патенты в этой же /около-музыкальной/ области и процент жизнеспособных изобретений там тоже зело относителен).
А про питерские довоенные гавайки с "двойными деками" речь шла ещё в теме "Гавайки МЭФМИ" пару лет назад... но, только никто до сих пор не знает "что это?" и "как было реализовано?"...
Илья, искренне ценю любую предоставляемую вами информацию , ибо это - огромный вклад в вИдение истории вопроса в нашей стране. А оно (это вИдение) у нас весьма поверхностно. Спасибо!

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
Cdur
29.10.2022, 16:40

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
EbenezerDorset Цитата ...

...про питерские довоенные гавайки с "двойными деками" речь шла ещё в теме "Гавайки МЭФМИ" пару лет назад... но, только никто до сих пор не знает "что это?" и "как было реализовано?"...
...


Двудековые гитары, в том числе гавайские, а также двудековые мандолины разных размеров в англоязычной по крайней мере, литературе, связываются с именем французского разработчика Lucien GELAS - вот подборка ссылок:

[link]
Gelas Double Top Classical Guitar 1929

[link]
Gelas Hawaienne Guitar

[link]
1933 Lucien Gelas Hawaiian resonator guitar - имеются фотографии в профиль, видимая высота струн на которых не оставляет сомнений в способе игры

[link]
Lucien Gelas Double top classical guitar 1920-1940, purchased on 11 April 1942.
...Gélas produced the instruments with the help of guitar-makers (following his patent), at first Théodore Gaudet and later Jean Roviès, Beuscher, Richard Jacob and others. The instruments included classical guitars, mandolins, jazz double-basses and Hawaiian guitars.

[link]
mandolin Gelas 1923 - хорошие иллюстрации способа расположения 2-х дек

Ещё про мандолины Gelas, на странице есть и фото гавайской гитары Gelas:
[link]

[link] - номера патентов Lucien Gelas 1905-1908 гг., первые два в списке при кликах по наименованиям дают краткий текст с иллюстрацией конструкции гитары в профиль: [link] и [link]

[link]
В комментах про гавайскую Gelas - о том, что двудековая концепция Gelas была довольно известна (если не популярна) в предвоенные годы:
Before the war this concept had some relevance and many European makers gave it a try, I even know an spanish made Gelas. There are also some good german examples, but the more relevant ones were made by Richard Jacob, but also Hermann Hauser made some.

Про копию инструмента Gelas от Richard Jacob из Маркнойкирхена см.также на [link]

[link] - про 1937 Gelas Mandobass

Ещё фото Gelas Mandobass:
[link]

Пара фото с [link] (на групповом фото - гавайка слева):




Ну и то, что выше было сказано про гавайку Gelas в профиль:





[ Редактирование 29.10.2022, 17:01 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
29.10.2022, 17:04

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Да-да-да, спасибо.
Именно эти варианты я тогда и нашëл, но... интересно бы понимать сколь далеко простëрлась мысль Луначарских лютнеров? И в этом ли направлении она была? Или речь шла об обрешеченных изнутри (читай "усиленных") двойных верхней и нижней деках (как сейчас делает московский мастер Козлов /см. YouTube/ //работал на МЭФМИ//)?

[ Редактирование 29.10.2022, 17:20 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
EbenezerDorset
29.10.2022, 17:21

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348




Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
Cdur
01.11.2022, 14:54

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
[quote]
Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1935, № 119 (3448), 26 мая, с.2 [link]

Что именно представляли из себя "новые конструкции детских гитар и мандолин, которые отвечают всем требованиям музыкального инструмента, нет идей... Равно как и что такое "детские клавишные гармошки" образца 1935 года...




...
Как выясняется, впервые советская детская мандолина была выпущена в 1-й половине 1934 г. - в дополнение к плану на 1934 г. изготовить 135 000 гитар и 60000 мандолин:
Вечерняя Москва, 1934, № 134 (3163), 13 июня, с.2



[/quote1667314011]

Более подробно про разработку НИИМП детских (уменьшенного размера) щипковых музыкальных инструментов в 1-й половине 1930-х годов - "трехчетвертной" плоской мандолины и детской гитары:
[link] "Музыкальная академия", выпуск № 12 │ 1934 (18), с.63-66
Н. Яковлев
"О производстве детских музыкальных инструментов в СССР"





[ Редактирование 01.11.2022, 14:56 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
02.11.2022, 08:28

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
Про изготовление магнитов для звукоснимателей электрогитар в 1-м цехе хромпикового завода в Первоуральске, 29 мая 1971 г.:
[link]











[ Редактирование 02.11.2022, 08:29 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
02.11.2022, 10:33

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
И если уж в Первоуральске в 1971 г. делали магниты для звукоснимателей электрогитар, то и осведомленность первоуральцев о плане выпуска электрогитар "Электроника" в Новосибирске в 1973 г. как "более тысячи штук" заслуживает доверия - цитата из газетного номера от 13 сентября 1973 г.:
[link]






Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.11.2022, 14:18

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
Электрогитара ["Электроника"] по состоянию на 12 января 1972 г. уже была представлена на внутренней выставке Новосибирского завода радиодеталей, но имела статус товара, который завод ещё только "будет выпускать":
[link]
Советская Сибирь, 1972, #9, с.1





Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
03.11.2022, 14:27

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
[link]
Сибирь на экране № 38 (1973)
Киножурнал №1748, 1 часть

Кинодокумент не оцифрован
...
Работницы завода за сборкой электрогитары "Электроника".
...

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
04.11.2022, 08:41

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
1973 год, Новосибирск, завод радиодеталей: вчера ты собирал трости для агрономов, а сегодня - электрогитары "Электроника"...









Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Skyworker79
04.11.2022, 12:31

ID пользователя #4175
Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25
Местонахождение: Москва, Подрезково
Сообщений: 5134
Отличная находка!

Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.

Мой Wish List
[link]

[link]
Библиотека Skyworker79

[link]
Подборка сканов Skyworker79

[link]
Моё скромное собрание
Наверх
PM
Cdur
04.11.2022, 16:36

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
[quote]
Электрогитара ["Электроника"] по состоянию на 12 января 1972 г. уже была представлена на внутренней выставке Новосибирского завода радиодеталей, но имела статус товара, который завод ещё только "будет выпускать":
[link]
Советская Сибирь, 1972, #9, с.1




[/quote1667579789]

Прошло 5 месяцев - и наличие на Новосибирском заводе радиодеталей специализированного участка по сборке электрогитар было вполне официально зафиксировано 10 июня 1972 г.:
[link] (отсюда скачивается архив газеты "Вечерний Новосибирск" за 1972 год, выложенный 30.09.2022):







[ Редактирование 05.11.2022, 07:27 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
08.11.2022, 13:07

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
Других следов Томской фабрики музыкальных инструментов что-то не видно...
[link]
Правда, [газета], 1949, № 150 (11257), 30 мая, с.3



[ Редактирование 08.11.2022, 13:17 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
08.11.2022, 23:59

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
[link] (открывается со страницы [link])
03 ноя 2021
Фабрика Луначарского, артели, количественные характеристики



Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
26.11.2022, 11:04

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
[link] - полный прейскурант московского магазина Кауфмана, 1930 г., выдержки из него:












Там ещё пара страниц про балалайки и столько же про домры, если кому интересно...

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
Cdur
10.12.2022, 12:47

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
Любопытно, как в книгах 1966 и 1975 гг. описываются тембральные возможности электрогитар:

Козюренко Ю. "Основы звукорежиссуры в театре". М.: «Искусство», 1975. - 248 с.
(скачивается 2-мя файлами с [link])
с.199-200:
"Особое место среди одноголосных электромузыкальных инструментов занимают шумовые и ударные, такие, как упоминавшиеся уже шумофон, электроэолифон, а также ударный инструмент баттериафон.
Баттериафон дает звучности малого и большого барабанов, маракасов, гонгов, тарелок, воспроизводит вой ветра, выстрелы, свист, шумы дождя, водопада, идущего поезда. Весь комплект конструктивно выполнен в виде небольшого чемодана."
...
§2 Адаптеризованные музыкальные инструменты

К адаптеризованным электромузыкальным инструментам относятся: электрогитара, электроарфа, электроскрипка (электрина), электроальт, электробас и ряд других. Адаптеризация не только увеличивает громкость звучания обычных струнных инструментов, но и придает им совершенно новые тембры.
Наиболее широкое распространение получила электрогитара. Есть несколько разновидностей этого инструмента.
Электрогитара-ритм имеет шесть струн и до восьми фиксированных тембров, в том числе натуральное звучание гитары, тембр банджо. Звуковысотный диапазон — три с половиной октавы.
Электробас-гитара имеет четыре струны, три-четыре тембра. Может заменить обычный контрабас. Обладает характерным «электронным» звучанием. Звуковысотный диапазон — две с половиной октавы.
Электрогитара-соло имеет шесть струн, до десяти фиксированных тембров, в том числе тембры, напоминающие виолончель, банджо, саксофон и др. Звуковысотный диапазон — три с половиной октавы.
Гавайская электрогитара — солирующий инструмент. Имеет семь струн, звук извлекается с помощью медиатора. Обладает разнообразными тембрами, дает органное звучание. Певучесть, мелодичный и вибрирующий звук выдвинул гавайскую гитару на одно из первых мест среди адаптеризованных струнно-щипковых инструментов. Звуковысотный диапазон — четыре октавы.
Ниже приведены полные частотные диапазоны звучания различных электрогитар.
Гитара-ритм — от 50 до 6000 Гц, основной тон — до 600 Гц.
Электробас-гитара — от 30 до 3000 Гц, основной тон — до 400 Гц.
Гитара-соло — от 40 до 8000 Гц, основной тон — до 700 Гц.
Гавайская гитара —от 70 до 10000 Гц, основной • тон — до 1500 Гц."



А вот в выдержке из книги 1966 г., автора которой консультировал, как он сам пишет в предисловии, в том числе и В.В.Мещерин - руководитель ансамбля электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио, у электрогитар имеется не 8 и не 10, а аж целых 13 фиксированных тембров (здесь в присутствуют вышеупомянутые баттериафон и шумофон, что и в книге 1975 г., - но есть и совсем новое слово "домрэла" - бездековая, с выбором звучания не менее 5 типов щипковых инструментов, да ещё в 2-х версиях "альт" и "тенор" !, книга доступна на [link]):








[ Редактирование 10.12.2022, 16:30 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
10.12.2022, 14:42

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Cdur Цитата ...

...Гавайская электрогитара[/b] — солирующий инструмент. Имеет семь струн, звук извлекается с помощью медиатора. Обладает разнообразными тембрами, дает органное звучание. Певучесть, мелодичный и вибрирующий звук выдвинул гавайскую гитару на одно из первых мест среди адаптеризованных струнно-щипковых инструментов... Гавайская гитара —от 70 до 10000 Гц, основной • тон — до 1500 Гц."

Сразу опустим тезис о неминуемой семиструнности...
"Звук извлекается с помощью медиатора" ... Да, конечно, но... - это немножечко не вся информация, необходимая и достаточная для понимания техники игры
А вообще... Как после такого научного описания звучания гавайки можно предполагать "беспочвенность и бессмысленность выпуска никому не нужного, непонятного и неприжившегося" инструмента от МЭФМИ?... А как же "звук, выдвинувший гавайскую гитару на одно из первых мест среди адаптеризованных струнно-щипковых инструментов"? ... Нестыковочка, однако...
Илья, спасибо за всё новые изыскания... Оказывается (что, в общем-то, неудивительно), дела обстоят не совсем так (если, не сказать "совсем не так"), как они представляются нам с "высоты" нашего нынешнего дюже продвинутого времени.


[ Редактирование 10.12.2022, 15:01 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
Cdur
10.12.2022, 15:13

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4505
Вот ведь ещё вопрос есть: кто ответит за "органное звучание" гавайской электрогитары на момент 1975 года?

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
EbenezerDorset
10.12.2022, 15:30

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1348
Cdur Цитата ...

Вот ведь ещё вопрос есть: кто ответит за "органное звучание" гавайской электрогитары на момент 1975 года?

Кроме Ю. Козюренко - пожалуй и некому

[ Редактирование 10.12.2022, 15:31 ]

Желаю, чтобы все ! . . .

Наверх
PM
Переход на страницу   <<        >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


StariyDed
26.04. : 07:26
Илья! Отписал Вам в личку.

Cdur
26.04. : 06:11
Подскажите, а есть где-нибудь чертеж пикгарда 6-струнной "Крунк Ани"?

Vzglyad
24.04. : 15:48
Эльта конечно особенная гитара!)) это что-то!)))

Сhelya
23.04. : 05:08
Не успел смонтировать на выходных, поэтому только сегодня. Эльта Соло ЭГС-650 [link]

ZAHAR-Minsk
22.04. : 18:29
[link]
Не знаю куда вставить ссылку, но этот мужик красавчик

SPA
21.04. : 16:47
я бы сказал - лицо канала

swin
21.04. : 16:01
E75 - официальный спикер канала SPA-guitars.

SPA
21.04. : 15:12
традиционный воскресный видос про всем известного [link]

swin
20.04. : 18:19
Оба лучше!

Mr_Digitech
20.04. : 07:45
- Гитара JOLANA STRAT 1 -
[link]

Vzglyad
19.04. : 06:48
Красота!!!

SPA
18.04. : 17:57
внезапно свежий ролик
[link]

saboteur
17.04. : 06:05
Musima 1657 B: [link]

Cort
16.04. : 12:29
Skyworker79
Я собрал фото по ссылке в один файл - [link]

Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»