ID пользователя #7185 Зарегистрирован: 14.01.2016, 18:48 Местонахождение: Беларусь, Гродно Сообщений: 669
Веня, дохрена пилить от минска до борисова? Может реально сгонять как буду в Минске?:) Хотя при раскладе что охраны нет наверное местные уже всё растащили, разве что фоточек сделать насколько всё плохо и печально:(в Wish-list [link] Обменный фонд [link]
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2044
Я-Ха Цитата ...
<...> В 1989 году, идя в ногу со временем, «ускорением», «гласностью» и прочими залихватскими вещами, на Борисовской фабрике было решено прекратить использовать «устаревший» полиэфир и перейти на покрытие корпусов современными полиуретановыми лаками. <...> Розовый металлик
<...> На начальном этапе, где-то с конца 1991 года, это действительно делалось и на некплейтах честно процарапывались новые артикулы, однако хватило усердия ненадолго – уже к 1992 году от этой затеи отказались и некплейты шли голяком.
Я-Ха, огромное спасибо за статью! Судя по всему на финальном этапе БАС-I комплектовали тем, что наскребли по сусекам. Я купил его в 92-м или 93-м в магазине новым. Электроника баса не впечатлила совсем, мерзейший розовый металлик просто бесил, но другого цвета в магазине не было (у Вас на фото он не розовый, а просто благородно-фиолетовый), так что через несколько недель я ободрал бас от краски, которую по твёрдости и запаху я счёл полиэфиром. Активная электроника была отдана знакомому ваятелю примочек, гитара собрана с пассивным ТБ по образцу Урала и с год бас играл голым. После чего был разобран для покраски. Но тут всех прижало финансами-романсами и я ушёл в работу, а бас остался лежать по запчастям, которые в процессе переездов расползались по разным адресам. И вот я читаю охренительную статью, лезу на полку, достаю коробку с железками и вижу следующие странности: - Розовый металлик, но полиэфир, а не полиуретан. - На некплейте одинокое "АРТ", а вот ручки оказались образца 1984 года. - На коробке моей рукой написано "БАС-4"... Ну это хрен с ним, ошибся скорее всего, но оставим для драматизму
Серийник 5610.
P.S. За пионерию не пинать - это был 93-й, и хоть это и была НАСТОЯЩАЯ БАС-ГИТАРА!!!, но звуком впечатляла куда меньше, чем нынешние китайцы и единственным желанием было её вылечить! И цвет был просто гвоздец, я с тех пор вообще розовый невзлюбил. И ещё она была абсолютно новая и никакой ностальгической и коллекционной ценности в наших глазах не имела. Родные пикгард и электроника по всей видимости утрачены безвозвратно; гриф и чехол лежат у родителей и я знаю где; дека, паспорт, провод и ремень тоже должны быть у родителей, но не знаю где. Будем искать. Рекорд 17 жив-здоров, переезжал вместе со мной, изредка играл, терпеливо ждёт когда нерадивый хозяин залатает пионерский люк под ТБ, с которым он мне достался. Недостающее новьё для него куплено у IZOL (спасибо!), не хватает только одной антабки и ремня с карабинами P.P.S. А этот розовый металлик, что отображается на моём мониторе благородно-фиолетовым, очень даже ничего. Такой бы я обдирать не стал... Вот в такой и надо бы покрасить... Ничего из вышеупомянутого не продаётся
P.P.S. Был у родителей, нашёл деку, гриф, паспорт и пикгард. Чехол и ремень оказывается давным-давно отдал попользоваться. На грифе оказалась протоптана одна втулка. Итог: - Электрогитара "БАС"-I (всё же я ошибся), - серийный номер в паспорте и на некплейте 5610, - дата производства 27-1 92 (27 января 1992?), - Арт. 2С30-2973847 (распечатано на машинке и вклеено, под вклейкой 1С121-2973847), - на внешнем некплейте выбито АРТ, - гриф светлый под прозрачным лаком, колки алапаевские (стоят криво), - корпус покрыт полиэфиром розовый металлик, пикгард тонкое оргстекло, покрашенное с изнанки белым, - ручки образца 1984 г., клювы переключателей белые.
[ Редактирование 01.09.2018, 23:48 ] Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Наша "пианинка": что стало с фабрикой, выпускавшей пианино "Беларусь"
"Душа болит", — лаконично отвечают бывшие сотрудники на расспросы о судьбе Борисовской фабрики музыкальных инструментов.
Душа за пианино "Беларусь" болела не всегда. До распада Советского Союза фабрика была прибыльной, в лучшие времена выпускала до двух тысяч пианино в месяц, и инструменты расходились по всему бывшему Союзу. Фабрика появилась еще в 1935 году на базе мебельного цеха лесокомбината имени Молотова, ее сотрудниками были почти три тысячи человек. Самым прославленным изделием стало именно пианино "Беларусь". Впрочем, здесь выпускали и другие инструменты — изготовленный в 70-х борисовский "БАС" стал первой белорусской моделью бас-гитары и хранится до сих пор в коллекциях ценителей.
Работники вспоминают, что борисовская фабрика стала одной из первых, кто принес в страну иностранную валюту, но с 2006 года инструменты — ни пианино, ни цимбалы — здесь больше не изготавливают, а причиной объявлено аварийное состояние зданий. От музыкальных инструментов остались только расписанные клавишами ворота и пустые цеха. Теперь груженые древесиной машины во дворе привозят ее на распил для изготовления мебели, а помещения фабрики снимают "частники".
В этих цехах когда-то звучала музыка, а продукцию Борисовской фабрики музыкальных инструментов ждали во многих странам мира
"Никакой музыки тут нет", — грустят сотрудники.
"Я уже десять лет работаю здесь на "частника" — теперь вместо пианино производят пластмассовые изделия. Но всем, кто спрашивает, говорю — осталась на нашей "пианинке", — рассказала бывшая сотрудница фабрики Татьяна Васильевна Костюкович.
Корреспондент Sputnik Елена Васильева побывала в пустых цехах фабрики музыкальных инструментов и обсудила с бывшими сотрудниками, как Борисову без "Беларуси". Концерт Мулявина и кокосы в подарок
"Про нас уже писали, когда фабрика разваливалась, — говорили, что работники покидали цеха, как при бомбежке. Всюду пианино стояли… А потом все убрали, и уже даже на складах инструментов, скорее всего, не осталось. До недавнего времени где-то здесь оставалось одно черное пианино, но где оно сейчас, не знаем. Долгое время в нас обещали вложить инвестиции, запустить фабрику заново, но сейчас цеха пустые", — рассказала бывшая сотрудница фабрики.
Работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату, вспоминает Татьяна Костюкович
Татьяна Васильевна, проработавшая на фабрике двадцать четыре года, вспоминает, что работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату — триста рублей в месяц.
"Моя работа мне нравилась и так легко давалась! Нужно было собрать на конвейере семнадцать пианино за смену, а я делала двадцать пять. Вот только сама не играла, не люблю громкой музыки до сих пор, а тишины в цехе не было", — рассказала Татьяна Васильевна.
На фабрике изготавливали и цимбалы, и гитары — и бас, и электро, и акустические, и даже детские игрушки — маленькие цимбалы и пианино. Выступать сюда приезжал даже Владимир Мулявин, который согласился сыграть на изготовленной здесь же гитаре, а одна из сотрудниц вспоминает, как для ее брата на фабрике собрали двенадцатиструнную гитару, на которой он до сих пор играет.
"Голландцы нам фрукты к Новому году привозили. Когда впервые привезли кокосы, мы даже не знали, что это такое. К праздникам всегда были премии. А после 90-го года начался разлад", — рассказали бывшие сотрудники.
Многие цеха стоят пустыми и постепенно разрушаются "Как теперь людям пианино реставрировать?"
"Для Беларуси столько пианино, может, и не нужно, фабрика выпускала минимум 1700 инструментов в месяц", — рассказал Михаил Вашкевич, который на фабрике некоторое время был учеником. Окончив Институт культуры, Михаил однажды столкнулся с необходимость настроить пианино. Тут и оказалось, что настройка требует некоторого мастерства, учиться которому он решил у настройщиков фабрики.
"А потом случились девяностые: пианино начали отдавать без предоплаты. Раз приехали и не заплатили, второй раз… Фабрика начала разваливаться", — вспоминает Михаил.
Борисовская фабрика была единственной в Советском Союзе, которая изготавливала пианино с нуля, буквально из бревен. Белорусская древесина не подходит для изготовления музыкальных инструментов.
"Такой парадокс: все наши традиционные инструменты из дерева, но подходящей древесины у нас нет. Для пианино нужна резонансная ель. Речь идет об очень старых деревьях, годичные кольца у них тонкие-тонкие! Такое дерево очень хорошо звучит", — рассказал Михаил.
Когда-то в цехах фабрики было чисто и все работали в белых халатах, сегодня в это непросто поверить
"Резонансная ель в обхвате огромная! — Да уж, березой не заменишь", — обсуждают бывшие сотрудники фабрики нюансы производства.
Однажды на фабрику привозили реставрировать немецкое пианино из костела — там почти ничего не осталось от внутренностей, ставили новые. А сейчас у многих проблемы с реставрацией уже борисовских пианино.
"А сколько жалоб сейчас пишут — нечем пианино ремонтировать, страдают музыкальные школы. Внутри пианино ведь фетр, шерсть, эти материалы съедает моль, а комплектующих больше нигде не найти", — рассказали бывшие сотрудники "пианинки".
"Все, кто приходят на фабрику, переживают за нее, у старых рабочих слезы на глазах. До сих пор вспоминаю, как хорошо работалось — в цеху чистенько всегда было, все работали в белых халатиках, а сейчас… Почти все работники фабрики уже на пенсии, но думаю, если бы фабрика снова заработала, и с пенсии бы вернулись сюда", — заверила Татьяна Васильевна.
Для белорусских национальных цимбал большинство комплектующих приходится заказывать в Германии От пианино к цимбалам
В Борисове некоторое время изготавливали и электропианино, которые изрядно потеснили традиционные. Но как бы хороши ни были борисовские пианино, долгое время их собирали рабочие по единой инструкции. От музыкантов порой поступали жалобы на качество звука — каждое пианино звучало по-разному, и на фабрике решили ввести новую штатную единицу — акустика. Настройщика инструментов Александра Протько отправили на учебу в Москву, и теперь он единственный в Беларуси акустик.
"После учебы Александр занял сразу две должности: инженер-акустик фабрики и начальник экспериментального участка. Этот участок сразу же начал работать в двух направлениях: улучшение звука пианино и разработка новой конструкции цимбал. На протяжении двух лет велась работа, в которой участвовали и музыканты, и инженер-акустик, и инженеры-технологи фабрики. Было создано несколько цимбал, которые получили высокую оценку специалистов. Были утверждены новая конструкция и технология изготовления, еще немного, и инструмент был бы запущен в производство, заменив старую, но всем так привычную конструкцию. Однако этого не случилось, фабрику закрыли, и всех работников (свыше тысячи человек) уволили со всеми знаниями и разработками", — рассказал Вашкевич.
Михаил Вашкевич вместе с коллегой - единственные в Беларуси изготовители цимбал
Сейчас Михаил Вашкевич и бывший сотрудник фабрики Александр Протько — единственные в Беларуси изготовители цимбал. Инструменты производят вручную, мастера могут изготовить до десяти цимбал в месяц, но такого спроса на национальный инструмент нет.
"Цимбалы у нас покупают музыкальные колледжи, даже у знаменитого белорусского цимбалиста Гладкова стоят в кабинете наши цимбалы. Позитивные отзывы получали от Гомельской филармонии, там одобрили инструменты", — рассказал Михаил Вашкевич.
Последнюю партию вирбелей для цимбал купили как раз на Борисовской фабрике, когда на местных складах комплектующие для инструментов лежали еще буквально ящиками. Сейчас большую часть комплектующих заказывают в Германии.
Многие рабочие признаются, что с удовольствием вернулись бы на фабрику, если бы она снова заработала
"Еще во времена существования фабрики к цимбалам было много нареканий по качеству звучания, как со стороны учебных заведений, особенно высших, так и со стороны профессиональных исполнителей. Инструмент, который сразу звучал по-настоящему хорошо, получался случайно и довольно редко. Очень часто на фабрике можно было увидеть представителей Академии музыки и Белгосфилармонии, которые буквально отслеживали хорошие инструменты, "договаривались" с работниками, которые сообщали им о том, что появился достойный экземпляр. И все же в середине 80-х на фабрике был серьезно поднят вопрос о том, что это не мебель, а музыкальный инструмент, и он должен достойно звучать", — рассказал Михаил.
Мастера из Борисова теперь одни из немногих, кто изготавливает цимбалы и использует полученный на фабрике опыт. Звучание борисовских цимбал оценили и профессиональные музыканты — Гомельская филармония поблагодарила мастеров за достойное звучание инструмента.
А пианино "Беларусь" все еще можно найти в музыкальных школах или в домах их выпускников, оставивших инструмент как память. В магазинах музыкальных инструментов уверяют, что "Беларусь" уже не найти, и интересуются ею только в порыве ностальгии.
ID пользователя #4036 Зарегистрирован: 21.09.2013, 11:57 Местонахождение: Москва Сообщений: 1033
Удручающая картина... И особенно горько, что эта фабрика далеко не единственная, которую разрушили, разорили, забросили... Не буду перечислять разваленные за последние 25-30 лет заводы и фабрики, скажем так, "нетематические" - это уже оскомину набило. Но только за этот год я лично был на двух бывших музыкальных заводах, которые с трудом ещё что-то выпускали. Завод "ЛЕЛЬ". Известнейший в СССР завод музыкального оборудования. Метро "Бауманская". Сладкая, козЫрная территория почти в центре Москвы. Разве можно такой кусок упустить? В результате: Производство "под нож", оборудование (уникальные немецкие и швейцарские лазерные, покрасочные, паяльные линии купленные за миллионы долларов и евро) разворовывается и распродаётся за гроши (буквально!), двух директоров пытавшихся как-то остановить развал и возродить производство банально "валят", в лучших традициях "лихих" 90-ых... Теперь там сауны, кальянные и танцзалы. Владеют всем люди на "Роверах", "Порше", "Инфинити", "Бентли"... Сам видел. Ездили туда с сыном за немецкими метизами, советскими свёрлами и метчиками, финскими монтажными столами, японскими станочками для формовки радиоэлементов и зачистки проводов и прочими "вкусностями", которые просто вывезли бы на свалку. Второй завод - примерно то же самое по продукции и по результату. Метро "Тульская". На выброс и за бесценок: Паяльные станции "Weller", монтажные кусачки, плоскогубцы, пинцеты "Lindstrom", "Knipex", слесарные верстаки, тумбочки, стеллажи "GWS Systems" и опять же огромное количество уникальных приспособлений (в том числе сделанных заводскими умельцами) спасённых от мусороного контейнера... И НИКОМУ НЕТ ДЕЛА! Кроме тех, кому нужна земля. Чтобы туда приезжать на "Роверах", "Порше", "Инфинити", "Бентли"...
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5059
Viktor Цитата ...
Сам видел. Ездили туда с сыном за немецкими метизами, советскими свёрлами и метчиками, финскими монтажными столами, японскими станочками для формовки радиоэлементов и зачистки проводов и прочими "вкусностями", которые просто вывезли бы на свалку. Второй завод - примерно то же самое по продукции и по результату. Метро "Тульская". На выброс и за бесценок: Паяльные станции "Weller", монтажные кусачки, плоскогубцы, пинцеты "Lindstrom", "Knipex", слесарные верстаки, тумбочки, стеллажи "GWS Systems" и опять же огромное количество уникальных приспособлений (в том числе сделанных заводскими умельцами) спасённых от мусороного контейнера...
вот так мы и узнаём... когда всё уже ой. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #3241 Зарегистрирован: 23.05.2012, 07:09 Местонахождение: Mинск Сообщений: 2497
В ближайшее время вряд ли,некому этим заняться,я через две недели ложусь на операцию,да и в 69 лет мне ехать в Борисов уже проблематично,а больше пока некому,нпт энтузиастов
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4501
Однако же! - летом 1937 г. было весьма официально отмечено, что в Борисове на тот момент делали не только пианино, но и струнную щипковую акустику - гитары и мандолины: [link] "Правда", 1937, № 203 (7169), 25 июля, с.4
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #9959 Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06 Местонахождение: Москва Сообщений: 1348
"Борисовский лесопильный завод им. Молотова" - это звучит гордо! Спасибо, Илья. Ещё одно дополнение к бааальшому пазлу отечественного гитаростроения. Тут главное - даты...
[ Редактирование 26.10.2022, 14:26 ] Желаю, чтобы все ! . . .
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться