ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4485
С конца 1970-х по 1991 г. в югославской Хорватии в г.Osijek работал лютнер Danche Ivanovic, в прошлом рок-музыкант, учившийся в 1977 г. в Германии у Томаса КЕЛЛЕРА (Tomas Keller). Вскоре после начала войны он перебрался в Австрию и позднее в США. [link] Ivanovic decided to begin making guitars, and in 1977, he traveled to Munich, Germany, to learn from master luthier Tomas Keller. For several weeks, he learned the secrets of stringed instruments. After making his first guitar, Ivanovic says, he felt like a king. The feeling has stayed.
"I still have a strange feeling," Ivanovic says. "Three pieces of wood, and after a while, this piece of wood produce[s] music. Hey, to me, this is still a big deal."
He returned to Yugoslavia weeks later, where he opened up his own guitar shop in Osijek, a city in the Republic of Croatia, and worked there successfully for years. Then, war crept into Yugoslavia. Ethnic tensions had been simmering for decades, and fighting finally erupted in 1991.
[ Редактирование 22.01.2021, 17:18 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4485
Mandolina (DVT-715), Ernest Köröskényi, Zagreb, 1947 [link] Vilena Vrbanić. "GLAZBENI INSTRUMENTI IZ FUNDUSA DVORA VELIKI TABOR" ("Musical Instruments from the Fundus of the Veliki Tabor Castle"), ARMUD6 49/2 (2018) 345-367, - см. с.353
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4485
Инструмент от Muzicka Naklada с надписью Fender на голове - но корпус, разметка грифа, характерные для загребского производителя крутилки... (источник - Marin Butkovic [link])
Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4485
Cdur Цитата ...
Реставрация тамбурского баса "Берда" производства Glazbala Zagreb ...
Использованный мной ранее на стр.2 настоящей темы термин"тамбурский бас" является, как оказалось, неверным.
В русскоязычной литературе как минимум с 1920-х годов (см., например, [link], с.27) использовался термин "тамбурашский" применительно к славянским обществам, инструментам и оркестрам, и термин "тамбураш" - для наименования музыкантов-участников.
Следует также отметить, что тамбурашские оркестры, наиболее характерные для южноевропейских славян, были популярны не только в странах бывшей Югославии, но и в Чехии. Это обстоятельство нашло даже отражение в музыкальной энциклопедии: [link] ...без достаточно развитого кустарного и фабрично-заводского производства невозможно массовое внедрение гармоник, усовершенствованных «андреевских» балалаек и домр (Россия), тамбурашских инструментов (Чехословакия и Югославия), тарогаты (Венгрия и Румыния) и т.д.
Известный чешский композитор, лауреат многих отечественных и международных премий и призов Иржи Лабурда (1931 г. рождения) в свои детские годы играл на берде (контрабасе) в местном тамбурашском оркестре, где также играла его сестра, а ранее во 2-й половине 1920-х играли его родители (см. [link])
Тамбурашский оркестр и тамбурашские инструменты упомянуты в книге Антонина МОДРА "Музыкальные инструменты", выпущенной в переводе на русский язык в Москве в 1959 г.:
Ещё из тематической - музыкальной - литературы: [link] Музыка в цыганской культурной традиции (звук у цыган)
Черенков Л.Н. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва ... В сербской Воеводине на относительно малой территории издавна жили сербы, венгры, румыны, словаки, немцы, русины и цыгане. Наряду с явно ориентальными песенно-музыкальными произведениями, проникшими в Воеводину из соседней Боснии, можно найти и венгерские городские романсы в стиле «hallgato», и румынскую танцевальную музыку. Очень популярны в Воеводине струнные «тамбурашские» оркестры, состоящие из нескольких четырёхструнных тамбуриц и примы-скрипки. Звучание струнно-щипкового лютневого инструмента тамбурицы напоминает звучание большой мандолины или домры. Дирижёром такого оркестра обычно является скрипач, который иногда исполняет соло текст и мелодию песни, в то время как остальные оркестранты воспроизводят ритм, ведут басовое сопровождение и второй голос.
В 1982 г.в Югославии вышел телевизионный фильм с названием "Тамбураши": [link] Тамбураши – Tamburasi 1982, драма, военный Югославия Фильм, рассказывающий о событиях весны 1945 г., доступен на Youtube: [link] - часть 1 [link] - часть 2
Ещё: [link] Памятник новосадскому тамбурашу, музыканту, этническому цыгану Янику Балажу (1925 - 1988 гг.). Находится недалеко от Варадинского моста. До самой смерти Яника Балаж исполнял в Нови Саде югославские народные мелодии на тамбуре и был любимцем публики
В 2014 г. тамбурашский оркестр из Дуго село, Хорватия участвовал в IV МИРОВОМ ЧЕМПИОНАТЕ ПО ФОЛЬКЛОРУ „WORLD FOLK 2014” - см. [link]
Сегодняшние культурные и туристические программы в Сербии и Черногории также не обходятся без тамбурашских оркестров, от ресторанов до концертных залов - см., например, [link]
[ Редактирование 24.05.2021, 10:39 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4485
Как упоминалось на 1-й странице темы, в разделе про MELODIJA MENGES, "...где-то в конце 80-х югославы, как и многие другие, тоже построили свой вариант легендарного пластмассового корыта Ovatiоn."
Немного дополнительных фото такого инструмента:
[ Редактирование 15.12.2021, 15:19 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться