Советские гитары :: Форумы :: Статьи участников sovietguitars.com :: Оборудование
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Флэнжер «Электроника ПЭ-05»

Автор Добавил
Архивы СГ
06.02.2010, 21:44 Просмотр для печати
Гость
Флэнжер «Электроника ПЭ-05»


Эффект «Флэнжер» был открыт звукорежиссером
Филом Спектором (Phil Spector) в 1958 году.
Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя
запись одновременно c двух магнитофонов,
и получился этoт необычный звук (так кaк
идеальной синхронизации лент добиться было
невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени
друг относительно друга). Спектор коснулся края
крутящейся бобины с пленкой и получил временнУю
модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского
значит фланец (обод катушки с лентой). В результате
эффект получил название «Флэнжер».

Первый раз я услышал звучание этого эффекта очень давно. Примерно в 1975 г фирма грамзаписи выпустила пластинку-миньон с двумя песнями, одна из которых называлась «Мери Лонг», а другая – «Великолепный музыкант». Исполнитель был указан
- некий безликий «Вокально-инструментальный ансамбль». Так кто-то пытался делать дырочки в железном занавесе, за что ему отдельное спасибо. В таком безликом виде до нас дошли «Роллинг Стоунз», Пол Маккартни и ещё кто-то, не об этом сейчас речь. Вернёмся к нашим баранам... На этой пластинке, как выяснилось, были песни легендарных «Deep Purple»: «Mary Long» и «Super Trouper» из альбома «Who Do Think We Are». В Великолепном музыканте (Super Trouper) поразил необычный летающий звук, который как бы сминал звуковую палитру, распыляя саунд наподобие работы реактивной струи. Это был файзер, один из группы родственных эффектов, использующих задержку сигнала (файзер, флэнжер, хорус, делэй – в порядке возрастания величины задержки). К концу 70-х мы уже хорошо знали о существовании подобного рода эффектов и я активно искал способы их реализации. Выяснилось, что схемные решения этого самого файзера требуют большого количества деталей, которые к тому же тогда были ещё достаточно дефицитны. С большим трудом я набрал это количество и собрал свой первый файзер по схеме из журнала «Радио» за 1979 г.



Результат разочаровал… Оказалось, что для получения нужной яркости эффекта того, что мне удалось набрать мало, нужно ещё почти столько же. Пока я старательно всеми правдами и неправдами искал нужное количество микросхем, транзисторов и конденсаторов, в магазине появился флэнжер «Электроника ПЭ-05», стоил он тогда 150 руб, достаточно большие деньги (для сравнения, мой оклад старшего инженера на заводе был 165 р). Производилось это чудо, если не ошибаюсь, в Новосибирске. После недолгих колебаний и долгих споров с женой на тему «пития из неё крови», сей девайс был мною приобретён. Поскольку отрывание денег из семейного бюджета с боевыми действиями и манёврами заняло достаточно длительный срок, а предмет вожделения был завезён в магазин весьма ограниченным тиражом, мне достался неисправный экземпляр. Я купил его, не задумываясь, поскольку в своих способностях инженера-электронщика не сомневался. Неисправность и вправду оказалась плёвой, при окончательной сборке на заводе, когда укладывали провода, замкнули на входном гнезде СГ-5 сигнальный конец на оплётку из-за того, что кабель был безобразно разделан. На устранение ушло минут 10 времени и я врубил свою «Музиму де люкс 25К» через этот аппарат. Звук поначалу очень понравился… С помощью четырёх ручек удалось накрутить нечто, ласкающее слух свистяще-булькающее, шипящее, космическое… Но, как часто бывает, в ансамбле это накрученное повело себя подобно слону в посудной лавке, и мне быстро намекнули, что я не прав и не затолкаю ли я себе эту примочку куда-нибудь…., причём желательно плашмя. Пришлось искать компромисс, сглаживая эффект до получения нужной окраски.
Один из моих знакомых гитаристов тогда не нашёл 150 р. и пошёл другим путём, путём поиска сердца этой педали, микросхемы 528БР2, которую в конце концов нашёл и сваял себе флэнжер по одной из буржуйских схем. Я на всю жизнь запомнил, как он приходил попробовать моё приобретение… Покрутив ручки он изрёк тогда историческую фразу: «Настраивать! Как собаку настраивать!»
Короче, всё устаканилось, я сцепил флэнжер с овердрайвом, и таким образом некоторое время работал. В принципе, управлением примочки удавалось нарулить один звук, который универсально подходил и для чистого звука и для перегруза. Степеней свободы для регулировки было немного, потому что при попытке выкручивать побольше, получалось что-то неудобоваримое, в лучшем случае экзотическое, имеющее крайне узкую область применения.
Очень удобным для меня оказалось наличие собственного, встроенного сетевого блока питания. Я вообще всячески старался обходиться без батареек, потому что, кто помнит, тогдашние «Кроны» было добро то ещё, они садились в самый неподходящий момент. В последствии, когда появились нормальные «Варты» и «Энермаксы» с «Дюраселами», я имел возможность сравнить. В самом деле, мой цифровой мультиметр при питании «Вартой» работал до года, «Корунд» же, то бишь ту самую «Крону» приборчик мой съедал за две, максимум три недели. По этой причине я напрочь отказался от батареек в примочках. В основном я успешно питал свои самодельные педальки через свободные контакты гнезда СГ-5. Искомые 9 вольт находились в тех аппаратах, куда я подсоединялся, оставалось включить паяльник и проводочком бросить их на гнездо. То же самое я проделал и с флэнжером и включал перед ним овердрайвы, фузы, дистошны, которые менял с частотой примерно раз в месяц. Все они кушали со стола ПЭ-05.
Когда я продал «Музиму» и приобрёл «Диамант» появилась проблема. Я не знаю, как рассчитывали входной каскад у этой примочки, но сигнал с хамбакера оказался для него непосильным. Причём перегруз проявлялся на атаке в виде очень неприятного хрюкания. Я пытался разобраться с этим, но из-за вечного дефицита времени так и не разобрался, просто приспособился, не стал сильно дёргать струны. И ещё одна особенность именно этого аппарата – аналогичные флэнжеры довольно сильно шумели, даже фирменный буржуйский, я уже не говорю о самопальных, мой же был удивительно бесшумным.
Таким образом, пользовался я им достаточно долго, лет восемь, наверное. В конце концов пришлось от него отказаться из за его габаритов и веса, не очень-то удобно таскаться с коробкой весом около килограмма, которая к тому же не входит в кофр гитары. Музыкальная работа приобретала всё более разъездной характер, а в походе, говорят, и иголка тяжела.

Итак, приступаю к описанию.


Вид с «рабочей стороны. Непонятное положение выключателя «сеть». Если нечаянно перепутать с кнопкой включения-выключения эффекта (нога заблудится, например), просто выключаем звук к чёртовой бабушке, если флэнжер был включен. А если не включен, в моём случае прекращалась подача питания на предыдущую примочку, и, поскольку там я пользовался повторителями (питание нужно было в любом случае: как для эффекта, так и для байпаса), то абзац, или картина Репина «Приплыли». Но, Бог миловал, на эти грабли не наступал ни разу. Красный светодиод весело светится, когда сеть включена. Сзади справа имеется винт заземления, никогда не пользовался, потому что наводок не замечал, а проводов под ногами итак выше крыши.


Вид сверху. Хорошо видны органы регулировки. «Скорость» - частота повторения эффекта, или период «летания» саунда. Назначение остальных ручек на словах и не объяснишь. Хотя на них и написано: «Глубина», «Задержка», «Резонанс», про них все можно сказать, что они регулируют яркость эффекта. Когда выкручиваешь «Резонанс», появляются свистяще-всхлипывающие окончания каждого периода. На больших углах «Задержки» инструмент заметно расстраивается, «Глубину» вообще нежелательно выводить за среднее положение, короче регулировка звука представляет собой по большому счёту шаманский танец с бубном.



Разъёмы – розеточки СГ-5 находятся справа, тут добавить нечего…


Нутро. На фото виден красный провод, уходящий в другой отсек, это как раз питание для овердрайва, выведенное на входное гнездо. Платы не закреплены, как последний раз ремонтировал, так и бросил. Крышку где-то потерял, выбросить не должен был, наверное найдётся когда-нибудь.


Вид со стороны отсека питания, под крышечкой из тонкого пластика трансформатор. Всё несколько запылено, без дела лежит много лет. По идее легко может быть приведено в рабочее состояние. Достаточно поменять электролитические кондёры все, не глядя, проверить подстроечные резисторы, один из них заменить сразу, он давно мозги пудрил… Да в общем-то и всё, можно в бой. Крышку только найти надо… И время.
Теперь схема



Сигнал с входного разъёма XS1(контакты 1,3) поступает на затвор полевика VT1, на котором собран входной усилительный каскад с усилением примерно 3. Со стока этого транзистора сигнал разветвляется на два направления: прямой и задержанный. Прямой сигнал через конденсатор С3 и регулировочный резистор R13 («Глубина»), далее через R18 приходит на инвертирующий вход ОУ DA2.2, который представляет собой сумматор прямого канала с задержанным. В канал задержки сигнал попадает через конденсатор С4. Там он проходит через ОУ DA1 на вход линии задержки с управляемым временем DD1, с выхода которой усиливается каскадом Дарлингтона VT2, VT3 и через фильтр нижних частот R22,C17R24,C18,R25,С19 и повторитель на ОУ DA2.1 приходит на сумматор. С выхода сумматора сигнал идёт на динамический шумоподавитель на ОУ DA3, DA4, вот почему советские флэнжеры не шумят в отличие от некоторых буржуйских. Этот шумоподавитель – отечественная, советская разработка, обкатанная на магнитофонах и очень хорошо себя зарекомендовавшая. С выхода шумоподавителя (ОУ DA3.2) через С43 обработанный сигнал попадает на контакты 1,3 выходного гнезда XS2. Байпас организован элементарно с помощью переключателя SB1. Такая схема чревата заметными щелчками в момент включения и выключения эффекта, но все отечественные примочки так сделаны, куда уж деваться. На ОУ DA5 и цифровых микросхемах DD3, DD4, DD5, DD6, а также транзисторе VT4 собран генератор, управляющий линией задержки с регулировкой инфранизкой частоты R59(«Скорость») и диапазона изменения частоты R71(«Задержка»). Задержка для флэнжера должна составлять 5-15 милисекунд. Сколько она здесь? Неизвестно. На плате много подстроечников, если вплотную заняться ими, может быть можно улучшить работу. «Настраивать как собаку!» по изречению моего товарища. Стабилизированный блок питания +15 В собран на ОУ DA6 по модной в те годы схеме. Операционные усилители тогда толкали везде. Однако, стоит поработать и с ним (БП). Я думаю перегруз входа Диамантом и на его совести тоже. Впрочем, после тотальной замены электролитов может быть всё встанет на свои места.
Ну вот, в общем-то и всё, что можно рассказать про эту примочку.


Сергей (Olegych) Черешнюк

[ Редактирование 28.11.2010, 17:00 ]
Наверх
PM
Я-Ха
07.02.2010, 11:53

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
Капитально. Респект.

Единственное что - можно уточнить, на каком заводе делался сей космический аппарат?

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
[dms-71]
07.02.2010, 12:48

ID пользователя #1303
Зарегистрирован: 28.08.2009, 12:01
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 4257
Гы... Схемы меня убили...

---
Я ВКонтакте
Моя почта - dms-71(A)yandex.ru
Наверх
Сайт PM
ЮДжет
07.02.2010, 14:37
ГостьСтатья на пять с плюсом.Показ на фото всей конструкции плюс принципиальная схема с кратким описанием работы. На сайте это не частое явление. Интересно применение динамического шумоподавителя. У меня был флэнжер "Электроника ФЛ-01"тоже с микрухой 528БР2, так там на выходе стоит ФНЧ на операционнике К553УД2 с фиксированной частотой среза. Предполагаю что оба флэнжера были сделаны на Московском заводе САМ (счетно-аналитических машин), только у вас более ранняя разработка.
Наверх
PM
Olegych
07.02.2010, 15:35
ГостьБлагодарю за столь высокую оценку. К сожалению где-то затерялся паспорт, поэтому, сведенья о производителе для меня тайна. Шильдик мог быть на крышке, которая, скорей всего, найдётся когда-нибудь... и тогда я уточню. А может быть кто-нибудь узнает этот аппарат раньше, чем найдётся паспорт?
Немного непонятно, чем убили схемы? (один из комментов)
Наверх
PM
VP
08.02.2010, 05:10

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6405
Определить завод можно попробовать по забавному логотипу-одуванчику. Есть у кого девайсы с таким же?
А подстроечники это да! Грамотным подходом к их вращению иногда удавалось заметно улучшить звучание аппаратов.
Наверх
PM
ЮДжет
08.02.2010, 08:58
ГостьПоискал на сайте w w w. ruskeys.net этот флэнжер-нету. Сайт созвучен нашему, только у нас о советских гитарах, а там о советских синтезаторах, реверах, барабанах. Кстати на многие синтезаторы предоставлены схемы, я там много почерпнул интересного. Думаю для вас как электронщика тоже будет интересно....
Наверх
PM
ЮДжет
08.02.2010, 09:07
ГостьПоискал на сайте w w w. ruskeys.net этот флэнжер-нету. Сайт созвучен нашему, только у нас о советских гитарах, а там о советских синтезаторах, реверах, барабанах. Кстати на многие синтезаторы предоставлены схемы, я там много почерпнул интересного. Думаю для вас как электронщика тоже будет интересно. А что-бы флэнжер не перегружался, попробуйте убрать цепочку С3,R6 a R7 оставить. Чувствительность входного каскада понизится...
Наверх
PM
Olegych
08.02.2010, 18:19
ГостьСпасибо. Это понятно... Только ещё не факт, что перегружается входной каскад. Я же его не осциллографировал. И вообще схему я только когда статью писал анализировать начал. Запросто может оказаться, что блок питания просаживается... Да и сложная цепь обратной связи ОУ DA1 с регулятором "Резонанс" может давать такой эффект. В своих схемах я избегал включать конденсатор в цепь обратной связи (здесь С9)... В схеме компрессора, например он даёт отчётливый и очень неприятный плевок на атаке. Обнаружил я это совершенно случайно... Так что, будет время, займусь...
Наверх
PM
razbitiy
12.02.2010, 14:29
Гостьсхема прибила!!!!)))
Наверх
PM
E75
13.02.2010, 20:07

ID пользователя #345
Зарегистрирован: 11.12.2007, 20:02
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 2697
очень хочу купить/обменять такой фленжер, спаисбо автору статьи!)))

bad scenes come and go
Наверх
Сайт PM
Raul
04.03.2010, 06:33
ГостьА кдиаманту вы него подрубали как ? через переходник или через другую примочку ? Он же джековый а это изделие штырьковое !
Наверх
PM
VP
04.03.2010, 08:13

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6405
Новосибирский флэнжер, похоже.
Наверх
PM
Olegych
07.03.2010, 21:14
ГостьДжек врубается в гитару, а другой конец распаивается, как надо, хоть штырьки, хоть вилка от утюга... Всё!
Наверх
PM
oakforest
23.04.2019, 21:52
ГостьВсем привет!

Столкнулся с такой проблемой в данном устройстве ( флэнжер электроника ПЭ-05 )

Эффект вроде есть, но фаза "зависла на одном месте" и автоматически не плавает. * Можно только крутить в ручном режиме ручкой "ЗАДЕРЖКА" R71. Все микросхемы, включая DD3, DD4, DD5, DD6 и ключ транзистор VT4генератора - исправны, конденсаторы
электролитические в порядке, питание и остальные параметры тоже.

Никак не могу понять, возможно кто сталкивался с подобным. Буду благодарен за отзывы


[ Редактирование 23.04.2019, 21:53 ]
Наверх
PM
Mr_Digitech
28.01.2023, 17:18

ID пользователя #3482
Зарегистрирован: 07.11.2012, 10:53
Местонахождение: Обнинск
Сообщений: 1509
Всем привет! Мой новый гитарный обзор на три ФЛЭНЖЕРА, среди которых «Электроника ПЭ-05».
Если вам понравилось видео, буду рад лайку и подписке на Ютуб канал [link]

[link]



Мой WISH лист
Коллекция
Мой Ютуб Канал с ОБЗОРами
Группа "Dёргать!" в VK
Мой инструментальный проект "Cosmograd"
Мой альтернативный проект АНТИДОТ в ВК
Я ВКонтакте
Наверх
Сайт PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт

Сhelya
08.04. : 06:40
так выходные же :) у всех есть время снять, смонтировать и выложить :)

SPA
08.04. : 06:17
кучно пошли

Сhelya
08.04. : 05:03
Небольшой рассказ про Russtone Shark из моей коллекции
[link]

SPA
07.04. : 18:09
Обзор на нечастую электрогитару Jolana Star X (Star 10) 1971г. [link]

mike60
07.04. : 01:24
Всем привет!

Mr_Digitech
06.04. : 11:30
Обзор на редчайшую электрогитару Jolana Strat 1 (DS 717) 1990г.
[link]

swin
01.04. : 19:21
Всех с праздником!

Svetliy_metall
01.04. : 08:36
Илья, С днём рождения!

SPA
31.03. : 19:03
новая серия [link]

Austin
31.03. : 12:47
Алексей, от души желаю не растерять запасы здоровья и энергии для новых творческих проектов. Удачи!;)

Cdur
31.03. : 07:40
"Одинокая бродит гармонь" - инструментальная версия на гитарах, группа SAMONIKLI (Белград), 1965
[link]

Father_42
30.03. : 22:55
Присоединяюсь !!
Музыкльно-хоккейные поздравления !!
Ура !!


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»