Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Мастера Корниевский и Ещенко (Чернигов)

Автор Добавил
Cdur
04.10.2019, 13:46 Просмотр для печати

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4490
Фамилия "Корниевский" в поиске по форуму в именительном падеже не отображается. Между тем, мастер был безусловно выдающийся и с непростой судьбой. Вот слова его ПОСЛЕДОВАТЕЛЯ, Николая Ещенко (ушедшего в 2016 г., фамилия которого в поиске на форуме также не определяется):

[link]
- С Александром Корниевским я познакомился в 1965 году, когда в экспериментальном цехе Черниговской фабрики музыкальных инструментов, где я работал, началось освоение бандур. Первые инструменты я изготовлял вместе с Иваном Гладилиным, который разбирался в бандурах и учил меня всему. Учеником Корниевского я не был, но он охотно делился с нами своим опытом, когда приезжал на фабрику. Всегда заходил к нам в цех, подсказывал что-то, делал замечания, и к его мнению прислушивались. Александр Самийлович наведывался на фабрику, когда нуждался в каких-то материалах, потому что Корюковка, где он жил, была тогда фактически селом. Наше руководство относилось к нему доброжелательно и директор говорил нам, чтобы мы сообщали, если Корниевскому что-то нужно. Всё, мол, ему выпишем, оформим или даже так дадим.

Постепенно наши отношения из Корниевским перешли в дружественные. Мы переписывались, обменивались посылками с нужными для работы вещами, особенно я ему много чего отсылал. А когда уже встречались - наговориться не могли, сутки разговаривали бы. Так бывает, когда встречаются два единомышленника. Характер у Корниевского был весёлым, общаться с ним было очень легко.

- Десять лет Корниевский провёл в советских лагерях на Дальнем Востоке. Делился ли он с вами воспоминаниями о пребывании в заключении?

- Много он об этом не рассказывал, но знаю, что на зоне его золотые руки были замечены и потому он имел право свободно выходить из лагеря. Там Александр Самийлович тоже изготовлял музыкальные инструменты, сделал себе бандуру и давал концерты. Он был прекрасным гравировщиком, и когда начальник лагеря увидел, какие он барельефы выливает на бандурах, то попросил украсить подобным и свой револьвер. В лагере Корниевский не одну бандуру сделал. Некоторые, знаю, вывез его сын, который освободился раньше и заехал навестить отца. Когда же мастер выбирался уже на родину, а денег не было, то садился с бандурой на перроне и играл. За это его проводники впускали в вагон и довозили к какой-то станции. Так с пересадками человек и доехал в родные края.

- Сам Корниевский писал, что в лагерь попал за то, "что делал бандуры и тем способствовал развитию украинской национальной культуры". Известно ли Вам, что стало формальным поводом для его ареста?

- Ему, кажется, такое обвинение и предъявили - "за националистическую интервенцию". А в целом, думаю, причина была не одна. Так, например, Корниевский любил подписывать свои инструменты на английском языке: фамилию свою под струнодержателем писал на латыни, а внутри, говорят, ставил "Made in Korukivka". Делал это не для иностранцев, а потому что просто любил всяческие новации. А в сталинские времена, как известно, за такое можно было и поплатиться. Когда я увидел эту 85-ую его бандуру - сразу подумал, что человек за неё сидел наверное - на ней он английскими буквами расписался.

- Инструменты Корниевского, которые хранятся в Черниговском историческом музее, рассказывают о том, что он был рьяным экспериментатором. То он третью деку гитаре приделал, то второй гриф, то дополнительные струны, где-то там протянул. А его бандурина - полубандура и полуаккордеон - это вообще что-то уникальное. . .

- Да, одинаковых по форме инструментов у него не было. И сам мастер считал, что они звучат лучше, чем стандартные фабричные. Мы на фабрике делали бандуры из ивы - это дерево легче немного, а он использовал клён, орех и, по-видимому, берёзу. Мне трудно сказать, были ли его бандуры лучшими по звучаниею, но что более тяжёлыми - это точно. А ещё Корниевский был рационализатором, постоянно внедрял что-то новое. Его идеи быстро подхватывали киевские мастера. Я не считаю их непорядочными, но они много чего у него "одолжили", особенно в части переключения тональностей. Они, конечно, делали что-то иное, может, даже, временами лучше, но принцип оставался тот же. Я тоже, когда делал кобзу для Нечепы, попробовал использовать принцип Корниевского, но что-то мне не очень понравилось, показалось технически несовершенным и я сделал по-своему. На кобзе даже не видно, что там является переключением тональностей.

- Александр Корниевский прожил 99 лет. Последнюю свою бандуру изготовил в 90-летнем возрасте. Вы контактировали с ним до его последних дней, поэтому, по-видимому, знаете, были ли у мастера ученики?

- Как-то особенно и не было. Разве что такие как я, которые интересовались. В одном из писем приятелю-бандуристу Александр Самийлович писал: "Ко мне приезжал мальчишка из музыкальной фабрики" - это он имел в виду меня.

По совместительству я работал также на Московской экспериментальной фабрике. Брал там заказ и материалы, а потов отвозил готовые инструменты. В Москве за моими гитарами стояла очередь, в которой были не только наши, но и заграничные музыканты. Один швед купил мою гитару и записал, играя на ней, целую долгоиграющую пластинку музыки талантливого русского композитора, генерала царской армии В.Саренко. Его ноты почти не печатались, но этот швед их где-то раздобыл. Когда пластинка увидела мир, гитарист передал мне два диска через музыкантов. Одну пластинку у меня одолжили и не отдали заказчики, а вторую я передал в наш музей.

Фото А.Корниевского с
[link]


[link]

11 февраля в Черниговском областном музыкальном училище им. Л. Ревуцкого состоялось открытие выставки «Музыкальные инструменты А.С.Корниевского».

Экспозиция проходит в Музее музыкальной культуры Черниговщины, который работает при училище. Он был основан в 2004 году специалистами из Черниговского исторического музея имени В.В.Тарновского.

Выставка приурочена к 125-летию Александра Самойловича Корниевского, выдающего мастера, автора более 200 музыкальных инструментов, среди которых ряд уникальных и экспериментальных образцов. В музейном собрании представлено около десяти его работ, из которых четыре (лира, бандурина, бандура, двухгрифная гитара) были переэкспонированы.

Для справки: Александр Самойлович Корниевский (1889-1988) – украинский бандурист, мастер. Родился в селе Даниловка (теперь Менского района Черниговской области). Усовершенствовал бандуру, добавив хроматическое звучание, а также увеличив диапазон инструмента с двух октав до четырех-пяти. В 1913 году на Всероссийской выставке бандуры Корниевского были удостоены бронзовой медали. К сожалению, исполнительская деятельность Александра Самойловича не была никак документально зафиксирована.

[link]
Черниговская фабрика музыкальных инструментов была создана в 1933 году и сначала занималась изготовлением щипковых музыкальных инструментов - гитар, балалаек, мандолин. В 1950-х годах там наладили выпуск бандур по конструкции Корниевского, который был уважаемым гостем на предприятии. Проживая в Корюковке, мастер наведывался на фабрику, когда нуждался в каких-то материалах, заходил в экспериментальный цех, где изготовлялись инструменты для Национальной капеллы бандуристов, подсказывал что-то коллегам, а те к нему всегда прислушивались.

Лучшие бандурные мастера фабрики имели право подписывать свои инструменты. К таким принадлежали Александр Шуляковский, Алексей Килоцкий, Николай Ещенко, София Золотарь, Александр Шленчик, Иван Кезля, Иосиф Ментей. До 1991-го фабрика выпустила 30 тысяч бандур, для которых использовала 500 кубометров ивы.


Вот эту статью цитировал коллега Vzglyad, любезно потрудившийся приложить многочисленные фото (они видны по ссылке, ниже дублируется только текст статьи):
[link]
Re: Статьи и фото с разных сайтов
Vzglyad, 23.03.2018, 21:06

[link]

В Чернигове «воскрес» музей музыкальной фабрики! Но только до сентября
2012-02-28
В настоящее время в черниговском Военно-историческом музее проходит уникальная выставка, на которой экспонируется более 200 музыкальных инструментов разных народов мира. Коллекция эта принадлежит Черниговскому историческому музею им. В.В.Тарновского. Большинство же из представленных на выставке экспонатов еще не так давно была гордостью другого музея – музея Черниговской фабрики музыкальных инструментов.

В начале 1956 г. на заседании партбюро фабрики было принято решение о создании на предприятии музея музыкальных инструментов, который торжественно открыли уже к майским праздникам. Музей разместили в специально оборудованном большом зале, его собрание первоначально включало около 150 экспонатов.

Широко были представлены пианино и рояли, хотя большинство коллекции составляли все же народные инструменты – домровый оркестр, изготовленный на Одесской фабрике музыкальных инструментов, гитары, мандолины Московской, Ростовской, Ленинградской и Львовской фабрик, баяны, сделанные в Житомире и Полтаве. Были там и народные инструменты, изготовленные лучшими советскими мастерами, мандолины работы итальянских мастеров, электрические и гавайские гитары, пианино и рояли из Германии.

В дальнейшем собрание музея регулярно пополнялось новыми экспонатами. Отдельные инструменты попадали в музей как подарки от гостей фабрики или города, в частности сербская бисерка, скрипка Тойдемара, некоторые немецкие инструменты. Постоянно передавались в музей также изделия самой фабрики – гитара-контрабас, пианино различных моделей, балалайки и гитары, музыкальные инструменты с олимпийской символикой и инструменты, изготовленные к празднованию 300-летия «воссоединения» Украины с Россией. Получал музей и подарки от других музеев. Например, в 1987 г. более 20 бандур было передано Музеем народной архитектуры и быта Украины (Музей «Пирогово» на окраине Киева).

Экспонаты для музея музыкальной фабрики закупались также за границей на различных выставках. Например, немецкие гитары, мандолины, цитры, арфа, балалайка, аккордеон, кастаньеты, болгарские брачи, тамбуры, годулки. Первые экспериментальные образцы тоже оставались здесь – марийские гусли, бандура И.Скляра. В 1959 г. музей приобрел бандуру корюковского мастера А.Корниевского, а сегодня на выставке можно увидеть уже несколько бандур и гитар этого выдающегося мастера.

С другой стороны, музейная коллекция инструментов не только увеличивалась, но и периодически редела. Во-первых, из экспозиции изымались некачественные фабричные инструменты советского производства – Ростовской, Московской, Ленинградской фабрик, а во-вторых, музейные инструменты передавались в другие музеи, а также школы, училища, детские сады, общежития.

Однако это существенно не влияло на поступательное увеличение количества экспонатов. И если в 1959 г. собрание музея насчитывало 150 инструментов, то уже через 2 года их уже 250, а через 10 лет – целых 400!

Книга отзывов дает представление о географии посетителей музея – это и весь Советский Союз -Украина, Россия, Закавказье, Средняя Азия, Прибалтика, Молдавия; а также Германия, Япония, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Югославия, Монголия, Вьетнам, Лаос, Конго, Куба.

К сожалению, пережив «лихие» 90-е, испытание третьим тысячелетием Черниговская музыкальная фабрика не прошла. В 2000 г. ее огласили банкротом и она прекратила свое существование.

Долгие 4 года музыкальные инструменты находились в помещении без присмотра и без отопления, припадая пылью и покрываясь плесенью.

в июне 2004 г. они были переданы на постоянное хранение в Черниговский исторический музей им. В.В.Тарновского. На момент передачи инструментов на баланс исторического музея из 400 инструментов (на 1969 г.) осталось только 182! Да и к тому же некоторые из них пришлось просто списать. В итоге музеефицировано было всего 158 инструментов ХІХ-ХХ вв.., из которых щипковых-119, духовых – 13, ударных – 10, струнно-смычковых – 7, клавишных – 6.

Из них в Украине было изготовлено 70, из которых 65 единиц – это продукция Черниговской фабрики музыкальных инструментов. Далее идут: Германия – 21 инструмент, Россия – 14, Болгария – 12, Армения и Такжикистан – по 10 , Грузия – 8, Прибалтика – 6, Италия и Казахстан – по 2, Туркменистан, Чехословакия и Югославия – по 1.

Приходится с сожалением констатировать, что не смотря на многовековые традиции Черниговщины в плане музыкального исполнительства и производства музыкальных инструментов, в самом Чернигове нет постоянной экспозиции, где можно было бы увидеть изделия черниговских мастеров. Это тем более обидно, так как в других городах такие музеи есть.

Например, в Переяславе-Хмельницком есть музей, полностью посвященный кобзарскому искусству, а в Ужгородском замке-музее под экспозицию традиционных музыкальных инструментов Закарпатья отведен большой зал.

Одна из гитар работы А.С.Корниевского (из статьи [link]
"Концерт к 120-й годовщине рождения Александра Корниевского")


Из статьи в Википедии [link]


Ну и если кто захочет поклониться праху Мастера - см. [link]


Ну должны же мы знать своих героев, как-то так...


[ Редактирование 04.10.2019, 14:07 ]

Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре...


Наверх
PM
woka
04.10.2019, 16:00

ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2044
Спасибо!

Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
Наверх
PM
swin
04.10.2019, 19:27

ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3692
Да...

Песенки [link]
Наверх
PM
Nik
05.10.2019, 12:53

ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 8119
Грустно.
Но не зря жизнь прожита.Особенно с точки зрения нашего сайта.
Уважаю созидателей!
Наверх
PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


Vzglyad
19.04. : 06:48
Красота!!!

SPA
18.04. : 17:57
внезапно свежий ролик
[link]

saboteur
17.04. : 06:05
Musima 1657 B: [link]

Cort
16.04. : 12:29
Skyworker79
Я собрал фото по ссылке в один файл - [link]

Skyworker79
15.04. : 15:30
Надеюсь,кто то из форумчан успел приобрести и мы увидим хорошие слайды! [link]

Skyworker79
12.04. : 18:45
С Днем космонавтики,коллеги!

SPA
08.04. : 14:15
ну не знаю, я снимал недели три назад и монтировал во вт

Сhelya
08.04. : 06:40
так выходные же :) у всех есть время снять, смонтировать и выложить :)

SPA
08.04. : 06:17
кучно пошли

Сhelya
08.04. : 05:03
Небольшой рассказ про Russtone Shark из моей коллекции
[link]

SPA
07.04. : 18:09
Обзор на нечастую электрогитару Jolana Star X (Star 10) 1971г. [link]

mike60
07.04. : 01:24
Всем привет!

Mr_Digitech
06.04. : 11:30
Обзор на редчайшую электрогитару Jolana Strat 1 (DS 717) 1990г.
[link]

swin
01.04. : 19:21
Всех с праздником!

Svetliy_metall
01.04. : 08:36
Илья, С днём рождения!


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»