Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Сhelya, 17.03.2012, 19:09
Сложно конечно писать статью про гитару, которая
подробна описана и разобрана в Музеуме, Тем не менее, я сделаю такую попытку, в качестве новоиспечённого владельца Jolana Basso V по-коммунистически красного цвета, прибывшего ко мне из капиталистической Словакии не далее, как сегодня. На мое счастье, приобретённый мной экземпляр обладает рядом особенностей, которые отличают его от экземпляра описанного в Музеуме и о которых я поведаю благодарным читателям.
Для начала небольшая историческая справка (если вдруг кто не в курсе): Jolana Basso V была по сути третьей цельнокорпусной бас-гитарой, производства чехословацкого концерна. Если вывести за скобки шестиструнный Jolana Pedro, о котором известно только что он был, был очень неудобен в использовании по причине очень узкого межструнного расстояния (если судить по фотографиям в этих ваших энторнетах, то Pedro это скорее шестиструнная гитара с увеличенной мензурой и натянутыми толстыми струнами), вследствие чего был достаточно быстро снят с производства, то и вовсе второй.
Педро начали выпускать в 1960, одновременно с басом, который и носит гордое звание первой цельнокорпусной бас-гитары Jolana - Jolana Basso IV (IV в названии сообщает пользователям, не умеющим считать о количестве струн на данном изделии). Следом за этой парой был выпущен полуакустический Jolana Bassora (1961 год). И наконец, следующая модель получила название Jolana Basso V, хотя пятью струнами она не обладала, а имела классические четыре (очевидно, устав от вопросов, почему первая модель носит название "четвертая", чехословаки решили продолжить нумерацию).
Внешний вид:
Спереди:
Сзади:
Начало производства - 1963 год. Словак по имени Филип, продавший мне этот инструмент, заверял меня что именно этот экземпляр (серийный номер 100408) был выпущен в том самом 1963 году и полностью комплектен. Насколько это соответсвует действительности в части датировки для меня так и остается тайной, но по поводу комплектности я провел небольшое детективное расследование, и полагаю, что в данном случае, продавец скорее говорит правду, чем врет.
Самое большое сомнение относительно своей оригинальности вызывал у меня бридж. Обычный. Металлический.
Нерегулируемый. Вот такой:
Это в то время, как сам Я-Ха, рассматривая инструмент, принадлежащий самому SPA, пишет: "
Незакреплённый на деке бридж - аналогичный ставившимся на Typhoon II, состоящий из металлического корытца, установленного на две винтовые опоры для регулирования общей высоты струн, и подпружиненных сёдел, позволяющих юстировать длину мензуры каждой струны".
Казалось бы, что как минимум бридж у моего экземпляра не родной... Но... Обратившись к детищу Сергея Брина, я обнаружил массу фотографий Jolana Basso V, и на многих из них стоял именно такой, нерегулируемый бридж.
На
jolana.cz в частности представлены фотографии двух инструментов - красного и черного. Если красный снабжен бриджем с возможностью регулировки мензуры, то чёрный обладает однозначным близнецом бриджа, установленного на моем экземпляре.
Более того, в описании инструмента написано:
"Kobylka je kovová „hrazda“, kde díky absenci dolaďovacích kamenů není možno ladit oktávy", что в обработке все того-же детища все того же Сергея Брина на русском звучит как "
Мост представляет собой металлический "Трапеция", где тонкая настройка в связи с отсутствием камней нет возможности настроить октавы". Аналогичная информация (с фотографией) приводится и на
cheesyguitars.com: "
bridge is more primitive than Basso IV's - it's only height - adjustable" (бридж более примитивен, чем на Basso IV - имеется возможность подстраивать только высоту).
Инструмент, фотографии которого представлены на Cheesy Guitars обладает и вторым отличием от описания в Музеуме - отсутствием тонкой эбеновой накладкой. Аналогичными характеристиками (нерегулируемый бридж и отсутствие эбеновой накладки) обладает экземпляр представленный на
jolana.info (в галерее - третья справа во втором ряду снизу).
Однако это ни в коем случае не ставит под сомнение оригинальность инструмента, представленного в Музеуме, поскольку товарищ Брин и его Гугль по запросу "Jolana Basso V" выдает массу картинок инструментов и с эбеновой накладкой и с регулируемым бриджем. Ровно как и без них.
Потому, можно с достаточной долей уверенности говорить, что на Basso V ставились бриджи как регулируемые, так и нерегулируемые. А накладка выполнялась как из эбена, так из... Ээээ... Я в дереве к сожалению не разбираюсь. Но накладка из какого-то светлого дерева. Возможно, из бука. как на Уралах (во всяком случае, напоминает).
Какими соображениями руководствовались при сборке на фабрике в Крнове, устанавливая те или иные бриджи и накладки, конечно остается вопросом. Но я могу предположить, что модель эволюционировала в процессе своего производства. Вопрос лишь в какую сторону? Т.е. что было сначала - ставили регулируемые бриджи и эбеновые накладки, а затем - для удешевления производства - начали ставить нерегулируемые бриджи и буковые (???) накладки? Или наоборот? Тут бы, конечно, не помешали точные данные о датах производства конкретных инструментов.
Кстати о накладках. Накладка на моем экземпляре находится вот в таком плачевном скалопированном состоянии:
Что является причиной такого - попытка пионеринга со стороны одного из бывших владельцев (продавец, у которого я купил владелец номинальный - он занимается скупкой и продажей винтажных музыкальных девайсов - от инструментов, до микрофонов и усилителей) или просто износ в процессе эксплуатации я ответить затрудняюсь.
Собственно, детективная часть истории на этом кончается. Теперь просто покажу (ну и прокомментирую), что же этот бас имеет в себе:
Дека крупным планом:
Можно видеть достаточно большое количество сколов и небольших царапин по корпусу. Я думаю, что я их оставлю в таком виде. Винтаж, и все такое. Хотя задняя сторона деки, которая терлась о ремень своего владельца конечно требует каких-то действий.
Голова грифа крупным планом:
На инструменте, кстати, стояли струны, тоже явно сильно винтажные. Не думаю, что они ровесники самого баса, но то, что они были выпущены не позже 80-х, у меня сомнения не вызывает. К сожалению, их пришлось снять, смотать и спрятать в коробочку, поскольку во многих местах с них уже начала сползать оплетка и они по сути уже достаточно давно стали неиграбельными.
Голова грифа с обратной стороны:
Как и писал Я-Ха: "
Колки - небольшие, раздельные, стандартные гитарные но с крупными пластиковыми лопастями и рассверленными под басовые струны отверстиями в штоках".
Электрика:
Тут явно копались. Это видно как по крупной и неаккуратной капли припоя на проводе сигнала, так и по оторванному проводку земли, уходящему на струнозацеп (пришлось вспоминать навыки работы с паяльником). Также зачем-то был укорочен провод, ведущий от бриджевого звукоснимателя к схеме. В результате этого деяния, пикгард получается максимум поставить на ребро (как, собственно, и сделана фотография) - любые другие действия по отделению пикгарда от корпуса приведут к отделению звукоснимателя от электрической схемы.
Собственно, бриджевый датчик:
Нековый:
Гайка анкера, как видно на этой фотографии выведена в пятку грифа. Работоспособность анкера я не проверял, да и, строго говоря, нет на то оснований - гриф ровный (если не считать указанного ранее скалопирования, которое анкером все равно не выправить). Струны не дребезжат. Все очень приятненько.
Гребенка струнозацепа:
Она же с другого ракурса с видом на отверстие для регулировочной отвертки-антабки.
Когда бас приехал, отвертка намертво "приклеилась" в отверстие за счёт обильной ржавчины. После откручивания (при помощи плоскогубцев) и обработки различными волшебными смесями - входит и выходит - замечательно выходит.
Пепельница - крышка струнозацепа:
Она-же перевернутая:
Собственно, на этом, наверное все. Поиграть пока получилось только без подключения, а также в наушники на малой громкости. Маленький ребенок и все такое.... Поэтому сказать что-то внятное про его звучание, а ровно представить сэмплы пока не могу. Внешние обстоятельства.
Как бы то ни было, одним пунктом моего хотелочного списка стало меньше, но остается все еще большое количество басов Jolana, которыми я хочу обладать всеми.
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Les, 17.03.2012, 19:22
Хороший обзор! И мои поздравления с приобретением!
Нубский вопрос - а на Йолановских датчиках не ставились даты?
И еще, примерную дату можно посмотреть по кондеру, как правило на них писали год производства. Правда, если это оригинальный кондер.. уж больно он яркий!
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Uncle Sascha, 17.03.2012, 19:34
Похоже c накладкой пытались учинить скло... скало..Изврашение, короче!
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Сhelya, 17.03.2012, 19:47
Если честно, я про датчики как-то не подумал... Надо будет посмотреть... А кондер, собственно как и потенциометр - могут быть действительно непоказательны, поскольку следы вмешательства в схему достаточно очевидные... Могли и заменить...
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
SPA, 17.03.2012, 20:01
это ранний,накладка из ореха(как ,например,на бассо9).У Яхи в музеуме мой,с неродными звучками.
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Silence, 18.03.2012, 03:21
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Les, 18.03.2012, 07:31
Сhelya Цитата ...
Если честно, я про датчики как-то не подумал... Надо будет посмотреть... А кондер, собственно как и потенциометр - могут быть действительно непоказательны, поскольку следы вмешательства в схему достаточно очевидные... Могли и заменить...
ну, осмелюсь заявить, что Тесловский потенциометр - родной, а вот кондер вполне могли и заменить в процессе экспериментов со звуком
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
byte_crow, 18.03.2012, 10:00
Бридж без сомнения оригинальный, сначала ставили такие, потом регулируемые стали.
Ьас вполне может быть и правда первого года выпуска, ведь номер 408, но ведь нету инфы когда именно их начали производить какими тиражами... Но думаю это не так важно какого именно он года 63-го или 64-го. )
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Greeb, 18.03.2012, 10:26
А еще может быть, что попроще гитары - с ореховой накладкой и простым бриджем - для внутреннего рынка, а побогаче - для внешнего. Я так понял, у них экспортная политика довольно изощренная была.
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
byte_crow, 18.03.2012, 11:00
Greeb Цитата ...
А еще может быть, что попроще гитары - с ореховой накладкой и простым бриджем - для внутреннего рынка, а побогаче - для внешнего. Я так понял, у них экспортная политика довольно изощренная была.
Бридж сменили в определнный момент, когда обновляли модельный ряд. Например, Тайфун 1 с таким нерегулируемым бриджем были, а Тайфун 2 уже с более продвинутым регулируемым.
Скорее всего и накладки из эбони стали ставить на все эти бассы просто из соображений улучшения качества инструментов. Ведь вот на данном экземпляре углубления в накладке это наверняка никакое не скаллопирование, уже не в первый раз вижу подобную протертую от игры ореховую накладку на Иолане.
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
VP, 18.03.2012, 15:57
Поздравляю. С басом и статьёй!
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Claydon, 21.03.2012, 13:26
Мои поздравления с приобретением!
Статья слегка сумбурная, но неоспоримо полезная и интересная. Осмелюсь внести поправку, бридж регулируемый, но только по высоте.
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
, 03.04.2012, 06:53
Потц скорее всего родной, а вот кондер думаю ниразу не родной.
Не удивительно что гриф "Скаллопировался", при такой то высоте ладов. Видимо играли на нём долго и упорно.
Поздравляю!!!
З.Ы. А скал - это нифига не извращение, это удобно!
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
Uncle Sascha, 03.04.2012, 07:10
У меня был Бассо-9 с буковой накладкой(поздний)
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
gitarrist, 28.02.2022, 11:47
Не могу разобраться!
Датчики БАСО-5 как крепятся? На фото винт вворачивается прямо в корпус? Пружину не вижу...
Подскажите плиззз
Или вот такой вариант крепления через пикгард? Как вообще должно быть?
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
SPA, 28.02.2022, 12:10
в корпус
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
gitarrist, 28.02.2022, 12:19
SPA Цитата ...
в корпус
Спасибо.
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
gitarrist, 28.02.2022, 17:51
И ещё вопрос! Эти вырезы пионерия или так и есть? На моём такие же, сделаны колхозно я б сказал. Может для синглов от страта?
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
NAZAR, 01.03.2022, 05:56
gitarrist Цитата ...
Не могу разобраться!
Датчики БАСО-5 как крепятся? На фото винт вворачивается прямо в корпус? Пружину не вижу...
Подскажите плиззз
Или вот такой вариант крепления через пикгард? Как вообще должно быть?
Имеют место быть оба варианта! Всё зависит от периода выпуска инструмента
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
NAZAR, 01.03.2022, 05:57
[quote]
И ещё вопрос! Эти вырезы пионерия или так и есть? На моём такие же, сделаны колхозно я б сказал. Может для синглов от страта
Пионерия
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
SPA, 01.03.2022, 06:03
Re:
Басовый этюд в багровых тонах - Jolana Basso V
gitarrist, 01.03.2022, 08:52
О! Ребят спасибо! Выручили!