Одесса Басс
shock07, 20.03.2015, 20:36



Одесская Фабрика Музыкальных Инструментов выпустила во времена СССР всего две (?) модели электрогитары. Басс и шестистунную. Но КАКИЕ!!! В ряду эсэсэсэровских гитар одесситки отличаются и окрасом весёленьким и оригинальностью форм и конструкций.



Его называют Одесса ВиолинБасс, Борисовский БитлоБасс, СкрипкоБасс Одесса… А имя ему - Электрогитара «Бас» ТУ 205 УССР 249-77, Арт. 077-204У, выпускавшийся фабрикой музыкальных инструментов в городе-герое Одессе.
Стоил Басс (http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?101421.post) 170 руб.

Из документа видно технические данные:
Длина мензуры - 800 мм,
Количество ладов - 21

Вес - 3.2 (всего то!) кг.




На фоне советских инструментов такой вес более чем умиляет.
Дека… просто красавица!!! Традиционный мебельный щит покрашен в весёленький трёхцветный (об окрасе чуть позже) санбёрст. Трёхслойная фанера скрывает внутри себя бруски явно хвойных пород дерева. Причём, лежат они не вдоль, а под углом.




Безанкерный довольно толстый гриф крепится к деке двумя шурупами через фигурные шайбы. Гриф набран из трёх брусков, имеет аккуратный белый кант, накладку из красного (?) дерева. Маркеры - крупные доты со смещением вниз. На 12-ом ладу - даблдот.










На ранних экземплярах изредка попадаются уцелевшие некплейты:



Порожек пластмассовый, без изысков. Колки - домровые с крупными чёрными круглыми лепестками.





Голова грифа хоть и имеет похожесть на некоторые гитары, но явных ассоциаций не вызывает. Украшена строгим чёрно-белым лого одесской музыкальной фабрики. Лого может стоять как левее, так и правее. Аккуратные маленькие втулки колков классно выглядят на трёхцветной окраске головы.







Зацеп и бридж оригинальной конструкции.



Красивый зацеп-пепельница крепится именно зацепом при натяжении струн на основание, которое привинчено на два шурупа к деке. Основание имеет скошенную часть для фиксации зацепа со стороны нижней антабки и два регулировочных вкрученных винта со стороны бриджа. (Во, как завернул, но по другому как то не пишется.)







Бридж фиксирован в просверленных в деке отверстиях. Регулируется только высота струн.



Двумя шайбами.



Под шайбами на деке подкладка из плекса игривого красно-оранжевого цвета.



Струны на бридже лежат на тривиальном куске ладовой проволоки, из которой сделаны и лады на этом бассу.



Антабки тоже отличаются оригинальностью. Корме просверленного отверстия (под карабин?) нижняя имеет ещё приспособу-фиксатор шнура, состоящею из двух фигурноизогнутых пластин, фиксирующих шнур при закручивании антабки в деку.



Причём, втулки, куда вкручивалась бы антабка (по примеру иоланоотвёртки) в деке… НЕТ.



Верхняя антабка (тоже вкручивается) на задней стороне деки над некплейтом. Некплейта у меня ни одного нет. Как впрочем не нашёл я и следов от его установки. Что не говорит о том, что его там не было)))



Схема не блещет особой оригинальностью:



Вот только невольно вводит в ступор один внушительный вид конденсаторов.





Четыре клавиши двух бытовых включателей света (производство г. Днепропетровск, ставились также на Львовских полуаках) отвечают за вкл/выкл соответствующих звукоснимателей (первые два от нека) и фильтров (остальные два).



Причём, контакты прикручены посредством штатных гаек-винтиков, а не пропаяны как на Родене или Элгаве. Включатели сии лихо фосфоцируют в темноте и имеют наглость нести на себе буквы «в» и «о». Две точёные металлические ручки - громкость, тембр. Сами ручки встречал только на одесских гитарах. Заземление струн не предусмотрено.



Датчики (Львовский МИНПРИБОР), и так не отличающиеся выдающимися данными, стоят далековато от струн. Как следствие - слабый выхлоп.





Всё это художество закреплено на красивом пикгарде, запиленном из оргстекла и окрашенным изнутри чёрной краской.



Аккуратный бронзовый кант прочерчен и закрашен по примеру немцев. Гнездо СГ5… А вот здесь интрига.


Последний басс попал ко мне с гнездом, расположенным в торце деки. Присматриваясь, на факт пионерии, такового не обнаружил. Но, не факт! Подлежит обсуждению. Обычно (видел около десятка), гнездо мирно уживается на пикгарде.



В последнем случае имеем два отверстия. Одно - под джек, меньшего размера, чем стандартный 3,5 (О, Боги! Уж не 2,5 ли? Для чего?), второе - просто дыра. Пикгард на новодел не похож. Хотя (опять таки), не факт.




А теперь, как и обещал, по окрасу. Стабильности и здесь не наблюдается. Даже на металлбрутальном экземпляре просто красно-чёрный бёрст. Забыли жёлтый на деку? Хотя, гриф, по традиции, трёхцветный.



По удобству игры и звучанию ничего писать не хочется. Всё ожидаемо. Хотя… Гриф-то (толстый, своеобразный профиль) - не клюёт!!!<br />На Хофнер что то как то не похож, так что битлобассом я бы его называть не стал)))

И ещё интересный факт.
[link]

В сём шикарном собрании виолинов всего мира почему то нет героини нашего обзора)))

Ну и скан паспорта от ДядиРусик'а:







Сорри за ошибки и много букв. Заранее спасибо за дополнения, исправления и уточнения.


Ваш shock07






Re: Одесса Басс
Cort, 20.03.2015, 20:52

Классный обзор. Была когда-то такая у моего друга-битломана.

Re: Одесса Басс
Skyworker79, 20.03.2015, 20:53

Отлично!Давно про одесские инструменты хотел почитать.
Отверстия в антабках для штыря,которым закручивали антабки.Разве нет?
Понравилось фишка для фиксации шнура у антабки!Жаль,что это не получило развитие.
Спасибо за обзор!

Re: Одесса Басс
сэмуэль, 20.03.2015, 20:56

ляпота)

Re: Одесса Басс
lpman, 20.03.2015, 21:22

Есть в собрании виолин Одесса [link]
Уже есть

Re: Одесса Басс
shock07, 20.03.2015, 21:30

Обзор написан ооочень давно.
При переезде сайта (или как там это называется) просто выпал- потерялся.
Оказывается, админы не махнули на сей факт рукой. Один всевышний знает, сколько и как они сей материал искали.
Хорошо то, что хорошо кончается, как говорится.
Спасибо за находку всем админам, Я-Хе и ЗелиБоББеру в частности!

Re: Одесса Басс
shock07, 20.03.2015, 21:39

[quote]
Есть в собрании виолин Одесса [link]
Уже есть
[/quote1426887513]

Ну да, конечно)))
Если кто заметил, фотки взяты из этого обзора, что как бы намекает на популярность нашего сайта.

Re: Одесса Басс
[dms-71], 20.03.2015, 22:05

Мечта в коллекцию.

Re: Одесса Басс
lpman, 20.03.2015, 22:07

Вопрос: Должна ли быть крышечка на ручке потенциометра? Как бы напрашивается..

Re: Одесса Басс
shock07, 20.03.2015, 22:17

lpman Цитата ...

Вопрос: Должна ли быть крышечка на ручке потенциометра? Как бы напрашивается..

Да. Лично я видел зелёный перлоид. Мож ещё какие цвета были, не знаю.

Re: Одесса Басс
swin, 21.03.2015, 05:44

Хорощо!

Re: Одесса Басс
skipper2, 21.03.2015, 18:01

Александр,отличный обзор,хорошо,что админы его вернули.Вам респект за труд ))) Хоть и не фанат басов,но благодаря вот таким обзорам,хочется парочку-другую для коллекции заиметь

Re: Одесса Басс
Nik, 23.03.2015, 11:08

lpman Цитата ...

Вопрос: Должна ли быть крышечка на ручке потенциометра? Как бы напрашивается..

Я уже как-то рассказывал- в 1975г нам в школу купили Одесский комплект из двух гитар и баса.Звучки и на гитарах и на басу были одинаковые с окошком.Джеки,тоже те самые - мини,а провод в комплект к гитаре шел жесткий , экранированный,но вместо изоляции сей провод был облачен в жесткий,практически несгибаемый кембрик.Что в сочетании с мини-джеком было очень хрупко и неудобно для сцены.
Струны на басу с магазина были красномедные,круглой навивки,предпологаю - рояльные.И да,Александр прав,торцы крутилок закрывались перлоидной вкладкой зеленого либо красного цвета.Других не видел.Они очень быстро отклеились и потерялись.
Гриф баса был выгнут луком,на 12 ладу практически палец проходил.Посему прикладного значения он не заимел,и им не пользовались.
Жаль,но он не прославил своих создателей.
А вот гитары,к слову,прожили долгую и плодотворную жизнь,послужив трем поколениям ВИА нашей школы.


Re: Одесса Басс
DenSurka, 19.04.2015, 16:21

Товарищи! Кому не трудно, киньте чертеж пикгарда сего инструмента!

Re: Одесса Басс
DenSurka, 23.10.2015, 18:19

Неужели никто не поделится контурами пикгарда и электрической схемой этого инструмента?

Re: Одесса Басс
, 23.10.2015, 18:31

Могу отрисовать по фото из Музеума. В Автокаде.

Re: Одесса Басс
DenSurka, 23.10.2015, 18:38

Не хотелось бы напрягать вас. Я думал, может, кто-нибудь сможет на бумаге в клеточку обвести пикгард. Это дело минуты. Хотя, в принципе, я могу по дыркам от шурупов и перепадам цвета на деке попробовать воссоздать.

Re: Одесса Басс
Я-Ха, 23.10.2015, 19:00

Обвести - да, дело минуты. А вот снять струны, отвинтить пикгард с инструмента, демонтировать схему, отпаять датчики - на порядок дольше. Потому, что если обводить его со всем обвесом, то точность контура буддет такая, что лучше, действительно, отрисовать по фото. Проверено на других инструментах.

У меня этого басса, если что, нет - я просто объясняю, почему никто не спешит это делать. Но рано или поздно какой-нибудь благородный самаритянин, конечно, найдётся.

Re: Одесса Басс
DenSurka, 23.10.2015, 20:28

Я имел в виду, может, у кого разобранный есть, или просто пикгард валяется, или кто-то делал и лекало осталось - а тут как раз я со своей просьбой. Конечно же, я не жду, что кто-то будет разбирать ради этого инструмент

Re: Одесса Басс
, 24.10.2015, 19:19

Пикгард просили? В чертежах.

Re: Одесса Басс
DenSurka, 24.10.2015, 19:24

Ого! Спасибо огромное!

Re: Одесса Басс
Cdur, 17.01.2020, 11:42

По договорённости с Vzglyad, складываем сюда материалы по Одесской фабрике:
[link]







Re: Одесса Басс
Cdur, 17.01.2020, 11:57

[link]
Гитара Одесской фабрики музыкальных инструментов - с совсем другой этикеткой:











Re: Одесса Басс
Vzglyad, 17.01.2020, 11:58

Илья!Вот сюда лучше!В ничью тему!
[link]
А то здесь загадим тему Александра!!!

Re: Одесса Басс
Cdur, 13.08.2023, 06:06

К вопросу о количестве скрипкобасов, выпущенных одесской фабрикой.

Приведенный выше паспорт на "Одесса-бас" подписан к печати 17 мая 1973 г., отпечатан тиражом 2000 экз., с указанием ТУ 205 УССР 249-72.
Бас No.57 с таким паспортом произведен в июне 1976 г.

Бас с No.77 на некплейте, фото которого также приведено выше, произведен уже с указанием там изменённого номера ТУ 205 УССР 249-77, т.е. явно не ранее 1977 г.

Получается, что с июня 1976 по самое раннее январь 1977 выпустили всего 20 шт басов.

20 шт. за полгода = 40 шт. в год, при таких темпах выпуска это 400 шт. за 10 лет, или 600 шт. за 15 лет.

Но в "Атласе" [link] указан ориентировочный выпуск 5000 шт. за 15 лет (1973-1988, примерно 333 штуки в год), разница более чем в 7 раз.

Посмотрел в имеющихся темах про одесские скрипкобасы, - других паспортов и некплейтов с серийными номерами не нашел...

Подскажите, кто знает, на чем всё-таки основано указание про ориентировочно 5000 шт за 15 лет выпуска?