JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 12.10.2015, 18:52





Алмаз, который хотел быть лесполом.


В далёком 1950 году в далёкой Омерике был разработан, а спустя два года и продан первый экземпляр легендарной модели GIBSON Les Paul.

Спустя почти три десятилетия, в 1979 году в дружественной нам тогда Чехословакии был налажен выпуск электрогитары JOLANA Diamant, неуловимо что-то напоминающий. Тогда же была запущена в производство и бассовая версия
JOLANA Diamant Bas.

Спустя три года модель Diamant была переиздана с некоторыми изменениями, анализу которых и посвящён данный обзор.

Вверху титульной фотографии находится JOLANA Diamant с козырным номером 3333 не самого частого коричнево-шоколадного окраса. На территории СНГ самый распространённый цвет – чёрный, но встречаются также бёрстовые и белые экземпляры. Между прочим, чешский коллекционер Vladislav Schovánek на мой вопрос ответил следующее: «Hello, every colours was standard. black, brown, sunburst, natural for export», из чего можно заключить, что какой-то безумной редкостью на родине они не являются. Ну, или языковой барьер (общение на английском по почте и мои личные особенности знания английского, когда проще говорить и читать, чем писать) мог поспособствовать недопониманию. Снизу же – модель JOLANA Diamant I с серийником 2559 – модель, пришедшая на смену безномерному товарищу в 1983 году.

Гитара JOLANA Diamant, если верить материалам сайта jolana.info, была выпущена суммарным тиражом около 8000 штук, а Diamant I – около 5000.

Первое визуальное отличие моделей – форма головы. У первой модели – почти GIBSON’овская «книжка» с витиеватым логотипом. Сама голова приклеивается к ручке грифа соединением типа "испанский замок".




Согласно легенде, запущенный в производство в 1979 году Diamant своим почти полным визуальным подобием настолько возмутил производителей прототипа, что заморский бренд даже попытался качать авторские права. Не думаю, что американцам удалось что-либо с этого получить, однако, возможно, именно поэтому чехословацкие мастера фабрики в Горжовице в 1983 году выпустили модель, на которой отказались от зарегистрированной не на них торговой марки (а форма пера GIBSON – это именно торговая марка), и голова грифа на этой гитаре уже не копирует "раскрытую книгу" GIBSON (видимо, IBANEZ оказались более толерантными). Обновлённое изделие не слишком логично было названо Diamant I. Название начертано на голове уже другим шрифтом, знакомым пользователям поздних чехословацких гитар, визуально более массивным и грубым. Впрочем, по словам SPA, шрифт этот достаточно старый, и использовался ещё в 40-х.




Гайка анкера и алюминиевый порожек Diamant. Плюс в моём случае крышка канала анкера металлическая, встречаются пластиковые.




Гайка анкера и никелированный латунный верхний порожек Diamant I, пластиковая крышка канала анкера. Оба грифа (кленовые, с накладкой из крашеного бука и разметкой ладов прямоугольниками из перлоида) не вклеены, как на прототипе, а привинчены четырьмя винтами через металлический некплейт.




На торце грифа бывает нанесён либо штамп ОТК, либо дата производства. Анкер устанавливается через отверстие в торце пятки.




Некплейт Diamant с клеймом завода.




Некплейт Diamant I, уже без клейма. Скорее всего, это вызвано тем, что завод пошёл по пути упрощения производственного цикла. Если ориентироваться на программу для определения года и места производства чехословацких гитар, получается, что мой «гибсоноголовый» инструмент изготовлен в 1980 году, а «ибанезоголовый» – в 1986.




На фото видно, что кант на Diamant I трёхслойный, а на Diamant – однослойный. Впрочем, это не является принципиальным отличием: кант мог быть разным независимо от модели. Однослойный себя чувствует себя очень плохо, крошится и трескается.




Колки на обоих гитарах одинаковые, механика такого типа ставилась на целый ряд гитар – Rubin, Disco, Jantar.




Бридж - ненавязчиво позаимствованная с FRAMUS Nashville вариация тюн-о-матика, достаточно удачная: помимо возможности подстройки высоты струн и точной юстировки мензуры, есть возможность регулировки межструнного расстояния. Единственный минус – не всем удобны сильно выступающие головки винтов, регулирующих высоту




Струнозацеп – обыкновенный стопбар, к правому винту которого подведено заземление.




Нижняя антабка - вывинчивающаяся отвёртка. На фото также присутствует забивная втулка, в которую эта отвёртка вкручивается. Данная деталь неизменна на обоих экземплярах.




Верхняя антабка также не претерпела изменений.




Гибсоноподобный флажок также типовой, хотя может быть изготовлен как из однослойного, так и из трёхслойного пластика.




Одно из заметных отличий Diamant’а – наличие галетного переключателя с массивным клювом, который в дальнейшем был заменён на более функциональный, но на мой взгляд гораздо менее эстетичный, трёхпозиционный тумблер.








Переключатель Diamant I, очень похожий на немецкие, ставившиеся на гитары MUSIMA – отличаются только диаметр и форма гайки крепления.
Вот немецкий переключатель






А вот Чехословацкий:






Элементы электросхемы Diamant – галетник, потенциометр на 500 кОм и гнездо, устанавливавшееся на джекплейт из мягкого металла, частенько проминаемый.




Полностью восстановленная мной схема в Diamant, поскольку на момент покупки два потенциметра пребывали в состоянии дезинтеграции. Паялось по схеме от Владимира Новомировича, отрисованной по принципиалке, и поправленной SPA






А вот схема Diamant I – оригинальная. Свежая пайка и метки – мои, пытался прогреть соединения, чтоб потцы заработали. Но даже раборка с чисткой никакого эффекта не дали, к сожалению. И, прошу заметить, схема не чистый леспол, как об этом утверждалось ранее.




Для сравнения:




Закрывались выборки таким вот набором пластиков




Рельсовые хамбакеры на обеих гитарах стоят одинаковые, отличие их заключается лишь в наличии надписи «Spektrum» на модели Diamant, где она выдавлена в пластике. На следующей модели нет даже следов. Следы пайки на шоколадном – моих рук дело: звукосниматели были запаяны в параллель. Надпись тоже наносил я, коряво и акриловой краской.











Вот так выглядит звукосниматель без крышки (фото из темы SPA
про чехословацкие звучки).




Также в закромах нашёлся звучок с белой рамкой, которые тоже, говорят, имели место быть. Мне лично он в этой рамке напоминает легендарную игру Электроника ИМ, «Волк с яйцами», например.






Ручки ранней версии мне нравятся больше, они солидные, с фиксирующим винтом, знакомые по многим моделям.




Зато на поздней версии они более современные, схожие с гибсоном, с полиэтиленовой уплотняющей втулкой, позволяющей фиксировать ручку на штоке потенциометра безо всяких винтов. В дальнейшем эти ручки были замечены на почти всех гитарах периода заката концерна.




Корпус гитары – из липы, с полуторасантиметровым еловым топом (но бывает и ольха\ель), покрыт тонким слоем нитроцеллюлозного лака. Симметрично выборке под темброблок в деке имеется полость, предназначенная либо для снижения веса гитары, либо для добавления акустических резонансов. Всё это было обнаружено маэстро SPA в ходе
хирургического вскрытия. По его же словам, геометрия корпуса в копейку повторяет оригинальный Les Paul
У забугорного же прототипа корпус и вклееный гриф изготовлены из красного дерева.






Комплектовались гитары, насколько мне известно, вот таким ремнём, универсальным чехлом, в который влезал бас и некоторые другие модели. Вместо мягкого чехла мог бы быть и гробик – жёсткий кофр.




А также паспортом.




И набором струн Mistral с проводом, коих у меня нет.
Ощущения от гитар приятные, но совсем разные, Diamant I у меня яркий, звонкий, даже резкий, пожалуй. A Diamant – мясистый, грозный. Может это ещё и от моего китайского комбаря зависит. К сожалению, y Diamant I потенциометры пришли в негодность, ни разборка с чисткой, ни прогрев соединений не помогли… вот и думаю, стоит повторить или же проще начать поиски. А с шоколадным беды – традиционная кантовая болезнь, плюс след от падения и общая пошарпаность. Так и думается, что же с ними делать, восстанавливать, или оставить так как есть, памятником себе.

В дальнейшем концерн JOLANA пошёл по пути удешевления производства и выпустил в 1985 году бюджетную модель Onyx, которая, по словам SPA, в производстве должна быть дешевле раза в полтора, ввиду разметки грифа точками, отсутствия кантов и, вероятно, сложной фрезеровки. Самая же главная причина удешевления стоимости – отсутствие выпуклого топа. Фурнитура, впрочем, кроме звучков – Diamant’овская. Сама же модель подозрительно напоминает полузабытый ныне GIBSON Sonex – даже голова-«книжка» вернулась, что косвенно свидетельствует, что легенда об иске американцев к чехам – именно легенда. Onyx встречается достаточно редко – их было выпущено немногим более тысячи экземпляров.
JOLANA Onyx




GIBSON Sonex




Alex_Maestro, специально для Sovietguitars.com


Выражаю благодарность Владимиру Новомировичу StariyDed и SPA за помощь по схемам, SPA за разъяснение технических ньюансов и Я-хе за помощь недостающими фотками.


Re: JOLANA Diamant
stradivari72, 12.10.2015, 19:05

Чо правда 8000 и 5000? а так не скажешь что это неебическая редкость на первый взгляд(ну только если про Диамант1)?

Re: JOLANA Diamant
dvart1, 12.10.2015, 19:07

Хороший обзор. Коротко и очень познавательно. И самое главное с картинками ). Здорово!!!!

Re: JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 12.10.2015, 19:21

Яша сказал такие цифры, вот я сам прифигел, про Ониксы тоже, каэш..

Олег, стараемся))

Re: JOLANA Diamant
metrolog, 13.10.2015, 07:06

Добавлю свои наблюдения по имевшимся у меня Diamant-ам: гайки анкеров были 9мм на Diamant 1 и 11мм на Diamant; штоки колков на Diamant 1 были без прорезей; блондины судя по фото на тематических сайтах были с зелёным и коричневым цветом задней деки и обечайки.
Обзор очень понравился, спасибо.

Re: JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 13.10.2015, 08:45

Ну вот на этих двух колки одинаковые. А так ведь, были различия по шестерёнке, по втулке возле бутона..

Re: JOLANA Diamant
Skyworker79, 13.10.2015, 10:04

Отлично,Alex!жду новых обзоров!Могу дополнить тему жестким кофром и оригинальным ремнем,которые мне достались с Diamant 1?

Re: JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 13.10.2015, 10:22

Что это ты меня не по имени?))

Темы ж и создаются для того, чтоб их можно было дополнить, так что велкам))

Re: JOLANA Diamant
Skyworker79, 13.10.2015, 13:01

Ну вдруг кто не знает,как тебя в миру зовут,Лех?:)
Ок,выложу фото

Re: JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 13.10.2015, 13:10

Я уж думал, что ты обиделся на что-то) в принципе, можно попробовать сделать ещё хитрее, ты добавляешь коммент с фотками, отсылаешь мне исходный код, а я попробую добавить в статью, после фоток чехла. Либо попробовать администрацию спросить


Re: JOLANA Diamant
Red, 13.10.2015, 18:28

Хорошая статья... Был на руках корпус оникса и по незнанке отдал((

Re: JOLANA Diamant
Ayk, 16.10.2015, 13:58

Ремни встречались и другие...с желтым подбоем и без пряжки.

Re: JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 16.10.2015, 14:40

Кажется я догадываюсь про что это вы, возможно всё по-разному бывало в разные периоды. Но лично мне казалось, что тот, про который говорите вы - комплект к спешлу/торнадо. Естественно, не претендую на истину в последней инстанции

Re: JOLANA Diamant
Les, 19.10.2015, 14:55

Хороший обзор!
Оказывается, мой первый в жизни Диамант был даже сильнее подпионерен, чем я думал.

Re: JOLANA Diamant
SobaTomas, 26.10.2015, 09:42

Имею вопрос по колкам: встречались ли колки с подложенной под шестеренку шайбой гровера или это доделки?
Дело в том, что и на на моих гитаре и на басу шайбы присутствуют.
BAILOW, metrolog и Alex_Maestro пишут, что шайб быть не должно. SPA пишет, что не должно оно быть там.
Есть еще мнения?

Re: JOLANA Diamant
Zeddy, 26.10.2015, 09:57

SobaTomas Цитата ...

SPA пишет, что не должно оно быть там.
Есть еще мнения?


Имеется. Мнение такое: использование в червячно - винтовом механизме гровера в ЛЮБОМ месте узла признак идиотизма. Впрочем, обсуждать это надо не стесняясь!

Re: JOLANA Diamant
SobaTomas, 26.10.2015, 10:17

Ок. Хрен с ним с гровером, а любая другая шайба тоже там не должна быть более чем совсем? Убрать-то не проблема. Не сам же я туда их захерачил.
Не понятно зачем и почему. На выходных еще на одном диамантбасе посмотрю.


Re: JOLANA Diamant
Alex_Maestro, 26.10.2015, 10:57

Мой вариант такой - шестерня могла начать стираться, поэтому под неё могли что-то подложить, чтобы зубцы соприкасались в ином месте

Re: JOLANA Diamant
, 13.12.2016, 19:56

Как я диамант 1 хочу.....
Вдруг завалялся где?

Re: JOLANA Diamant
Я-Ха, 14.12.2016, 03:27

RuAlex Цитата ...

Как я диамант 1 хочу.....
Вдруг завалялся где?

[link]

Re: JOLANA Diamant
RGCSTM, 09.02.2020, 19:01

У знакомых лежит диамант в идеале, отфоткал то, что в комплекте было(кроме ремня и шнура) [link]

Re: JOLANA Diamant
EbenezerDorset, 18.06.2020, 18:34

А вот, только что чехи в тематической коллекционерской группе на Мордокниге выложили такие картинки инструмента с серийником 013...







Re: JOLANA Diamant
, 20.11.2020, 18:42

Где-то в шкафу лежит родной ремень от "Диаманта" (вариант без пряжки). Может кому надо...

Re: JOLANA Diamant
Marder, 21.11.2020, 04:39

Мне