Недавно мне подарили маленькую серую коробочку. Не знаю, кто жил там изначально (надписи карандашом DS-1 и CE-3 мне ни о чём не сказали, у "Леля" таких артикулов вроде нет), но открыв её, я обнаружил там "Устройство для получения звуковых эффектов Лель ДД" - Лель Драйв-Дисторшн, по простому.
Досталась мне старая версия педали, красного цвета. Отличие от новой, чёрной версии в маркировке на русском языке, крышке-педали красного цвета, а также в наличии двух разъёмов для батареек вместо одного. На днище находится бумажная наклейка. слегка надорванная, но серийный номер уцелел - 18011. К сожалению, инструкции и паспорта от педали не сохранилось. Устройство собрано на предприятии в марте месяце 1991 года (узнал я об этом после вскрытия, но не буду забегать вперёд).
Внутри гитарной педали прячется два полнофункциональных эффекта - драйв и дисторшн. Переключение между ними осуществляется переключателем, причём в положении "Дисторшн" регулировка "Драйв" также задействована, а в положении "Драйв" регулировка "Дисторшн" отсекается - Это, кстати проиллюстрировано на корпусе рисунком линий, идущих от переключателя.
Приведу схемотехнику прибора (взял фото тут на форуме, выкладывал её wk, если нарушаю авторские права - ругайте - удалю)
Схему педали можно условно разделить на четыре части - байпасс с электронным ключом, каналы драйв, дисторшн и фильтр с регулируемым срезом частоты.
Байпасс реализован на К561ТВ1, управляющей полевиками кп103, а также на эмиттерных повторителях на кт3102. Из микросхемы, представляющей собой два триггера, задействована половинка, вторая часть входами посажена на землю - чтобы не шуметь.
Каналы Дисторшн, Драйв и фильтр собраны на 140уд608.
Блоки нарисовал в Протеусе и прогнал симуляцию на осциллограф. Верхний сигнал - входящий в блок, нижний - исходящий. Исходный сигнал - синусоида с амплитудой в 150 милливольт и частотой 100 Гц.
Канал Дисторшн - классическая схема усилителя с ограничением на диодах. (При переводе в режим "Драйв" этот блок схемы отсекается от тракта прохождения сигнала, на полной схеме выключатель рисовать не стал.)
Канал Дисторшн - видим срез верхушек синусоиды, уровень выходного сигнала - 550 милливольт.
Канал Драйв - компрессор с обратной связью, причём в обратной связи несимметричное ограничение на трёх диодах, 2+1. Входящий сигнал равен предыдущему выходному, 550 мВ, видим асимметричное искажение сигнала на спадающем фронте - результат работы асимметричного фильтра на диодах VD3-VD5. Уровень выходного сигнала - 1 вольт.
Канал фильтра и уровня громкости, фильтр регулируется по двум параметрам - выбор частоты осуществляется потом "тембр", а за её выделение отвечает "Резонанс". Входящий уровень сигнала - 1 вольт, выходной - 260 милливольт. Искажение синусоиды происходит при увеличении значения пота "Резонанс", пока не разобрался, фича это, или баг
Состояние педали приемлемое. Потёртости краски указывают на боевое прошлое. Утеряна пружина, служащая как фиксатором крышки, так и упругим элементом, обеспечивающим плавное нажатие на кнопку включения эффекта. Вместо неё - резиновая трубка, которая, впрочем, тоже справляется (UPD - подобрал подходящую пружинку в закромах) Заводская пломба вскрыта - причиной ремонта стали оторванные от печатной платы дорожки выходного гнезда.
Также обнаружил повреждение гнезда питания и оторванную массу на входном гнезде - кинул временный проводок на массу, для проверки работоспособности. В примочке стоят советские КМ конденсаторы, что порадовало - опасался увидеть красные квадраты и кружки с плохим ТКЕ и высоким уровнем шума. Поты СП-3.
Печатная плата подразумевает возможность установки как микросхем 140уд608, так и 140уд6.
Монтаж качественный, из недостатков этого экземпляра - плату с одной стороны плохо покрыли сплавом Розе, что, собственно, привело к некачественной пайке разъёмов, ну и как следствие, предыдущему хозяину пришлось паять перемычки. Остальное в примочке не копано. Вот дата производства платы -
Транзисторы КП103 в пластиковом ТО-92
Сейчас бы мне по хорошему, приложить сэмплы и осциллограммы, но, каюсь, сам я музыкант никудышный, а к друзьям, играющим на гитаре хорошо - дойти ещё не смог. Обещаю в ближайшую неделю добраться к ним на репетиционную базу и записать сэмплы на клине и обоих эффектах. Осциллограммы, по причине отсутствия генератора - отложу на чуть более длительный срок - месяц-два. Вот в архиве схемы блоков и педали в целом, также проект для протеуса.
Они в таких коробочках и продавались. На верхней крышке была наклейка как обложка от инструкции. В 92м брал в такой же по виду только обклеенной зеленым материалом свой параметрический эквалайзер.
Интересно, как звучат. У меня был дист украинской кооп. сборки "Starfighter", звучал как для диста сносно, плюс надежный корпус из довольно толствого металла и при этом хлипкая кнопка, которую я таки сломал ногой и которую товарищ заменил на неубиваемую советскую. Но в итоге я его сбагрил, купив себе боссовский OS-2. А может, стоило оставить для истории? А вот очень интересно, как звучит именно советская техника такого плана
Вероятно, речь идет о разном коэффициенте усиления (или скорее ограничения по амплитуде?) "верхней" и "нижней" полуволн сигнала из-за такого включения диодов в обратную связь ОУ
Конечно! Давайте попробую для начала вкратце про обратную связь, а вы скажете, достаточно ли понятно получается. На операционном усилителе D3 собран канал "Драйв". Регулировка эффекта происходит через пот, включенный между выходом операционника и его минусовым (инвертирующим) входом. Называется такое включение - нелинейная обратная связь. Также между этими выводами стоят диоды, причём впаяны они по схеме 1+2 - это значит, что происходит обрезание полуволн сигнала, и обрезание это - несимметричное. Вот, стянул с просторов картинку с наглядным графическим представлением.
Подобное решение применяется в компрессорах и фузах. Чем меньше сопротивление пота "Драйв" - тем больше коэффициент усиления операционного усилителя, тем больше свиста и рычания
Хорошо, только чур уже тогда завтра - перерыв между сеансами заканчивается, пора наблюдать за звёздами Опишу всю схему, разделю картинку на куски и в саму статью добавлю, чтобы по постам не искать всем.
Упс... Да, точно, не особо вчера задумывался. Да, по поводу файла с рисунком - ничего, что я его выложил? Сегодня перерисовывать буду, чтобы по кускам разложить, но первоисточник всё равно хотелось показать.
Я, в принципе, так и собирался - скопировать плату да перенести её в smd на манер Vox амплагов - микропримочек. Сейчас засел за моделирование - есть вероятность, что за сегодня не управлюсь, прошу не ругать - ну нет в забугорных программах операционников наших, придётся параметры забивать вручную...
Фотки хорошие - и плата есть и монтаж и схема (не Б"г какая сложная). Хоть трави да паяй новодел!
В данной схеме полевиков, как конь наёб. Которые могут навалять сюрпризов выше крыши. Так что, не стоит слишком уж оптимистично размышлять о повторении схемы. И абы каким паялом их не тыкать. Уж точно не китайским из фикспрайса.
А чисто по звуку-то разница есть? "Драйв" помягче звучит, "дист" более колюче? Или то же, но вид сбоку...
Ну как же, там разный график волны получается. Дист жестко режет пики, тогда как овердрайв их скругляе. Соответственно дист по умолчанию кусючий, а овердрайв и звучит более округло. Я когда-то пытался подобие овердрайва делать, выставляя на примочке дисторшн минимальное искажение. Но это все равно было не то
Zeddy, все транзисторы служат либо повторителями, либо ключами - нет в схеме на них никакого искажения. К примеру, если делать неотключаемый эффект, исключаются 5 транзисторов из семи. А про меандры с триггера можно поподробнее?
Здесь в схеме используется JK триггер, стоит он в качестве переключателя - на выходах только уровни, которыми открываются транзисторы байпасса. Думаете, они недооткрываются, или "дребезжат"?
Так чувак на видео ж говорит, что эту премочь прикольно использовать, когда с ней играет один бас, а второй ведет более традиционную для баса партию, тогда звучит "металёво"
С триггерами все нормуль. Все активные байпасы на них в купе с полевиками (Boss, Ibanez, Лель и тд, и тд, и тд. ) и все замечательно. Но иногда ко мне приносят фирменные примочки и просят избавить их от активного байпаса и сделать "True" байпас, что бы не было никакого влияния электроники на гитарный сигнал, в выключенном режиме примочки.
Ну, это нормальное явление. С другой стороны, при активном байпасе вроде как дибокс не нужен, а при пассиве в пульт надо уже через него включать. Поправьте, если ошибаюсь.
Блин, сложная программа, этот протеус. Канал "Дисторшн" загнал в неё, на выходе какая-то лажа на максимуме движка пота -
Буду сегодня на работе - сверю по схеме значения сопротивлений и ёмкостей - не могу разобрать значения с3, с2 и r2. И подскажите, если кто моделировал примочки, какой уровень сигнала по входу задать?
Понял, попробую, как утром со смены отосплюсь. Сейчас ковыряюсь в педали и сравниваю со схемой - уже три отличных номинала накопал, не считая делителя питания... Во делали, и ведь работает и не выпендривается
Сегодня почти собрал всю схему. Честно говоря - хочется просто показать работу примочки, какая часть что делает со звуком. Ну и сделать нормальную схему примочки для моделирования и повторения, если кому захочется. Имея на руках два варианта сканов схемы, убедился в том, что ни в одном нет всех верных номиналов, да и просто невозможно разобрать несколько элементов. Бесплатный у меня Qucs есть установленный, но он значительно хуже как Proteus-а, так и Multisim-а. Пока что схему в Протеусе сделал,завтра прикручу осциллограф и несколько скринов сделаю.
Я там накосячил на той картинке, сейчас уже исправил - один резистор на верно задал, и входное напряжение не 9, а 5 вольт было. Сейчас получается именно срез с полками сверху и снизу.
Круто! Иногда разноцветной завистью завидую те, кто понимает процессы протекающие в электронной схеме. И что на что влияет. Хотя сам бывает копаюсь в аппаратах, но глубины нет, так по верхушкам...