Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Басист Кайф, 31.10.2016, 23:23

ВНИМАНИЕ. Статья находится в процессе совершенствования.

После долгого перерыва счёл своим долгом написать обзор, тем более, что гитара, о которой речь, достаточно распространена, но до сей поры статьи не была удостоена, что удивительно.

В процессе написания, получив серьёзную и разностороннюю помощь от Я-Хи (от подсрачника до вороха справочных данных), было принято решение многое заменить. Поэтому нынешнюю (1.11.16) редакцию рассматриваем как черновик. В процессе будет исправлено многое, в частности - оказавшиеся весьма погаными фотографии (прошу прощения - честно пытался сделать лучше), а также звуки - писать пришлось неразыгранными руками в условиях спешки. Более того, пытаясь отрегулировать схему и оживить фейзер, я чуть было не угробил гитару нафиг.

Чтоб вы, уважаемые читатели, не уснули при прочтении, я подготовлю и размещу иллюстрации чужого авторства по ходу повествования - но их, опять же, надо готовить. А пока сей "сырой" труд можно будет читать и комментировать. Критические замечания приветствуются.


Соло-II. Onboard effects для диктатуры пролетариата.

Обращаясь к истории советского гитаростроения, можно заметить, что к идее встроенных эффектов/активных гитар создатели отечественных электрогитар обращались довольно давно. Обратимся к результатам титанических усилий Я-Хи: тыц. Первыми такие навороты получили малосерийные инструменты: творение инженеров Новосибирского Завода радиодеталей "Оксид" и двенадцатиструнный Ереванский монстр.


Датируются эти редчайшие чуда техники ориентировочно 1972 и 1977 годами. И если аккуратный инструмент новосибирцев, вполне возможно, возложенные на него задачи выполнял (увы, мы можем только искренне надеяться на появление ещё хотя бы одного уцелевшего экземпляра), то армянский дредноут вызывал всегда больше вопросов, чем ответов. Первый из которых - почему встроенный фуз получила не шести-, а двенадцатиструнная гитара. Мало-мальски подкованный музыкант сразу бы отмёл такую идею, в силу слишком большого количества диссонансных гармоник на выходе инструмента: грязный фуз при игре даже кварто-квинтовыми аккордами за счёт чрезвычайно токсичных перегруженных звуков от парных тонких струн долго выдерживать невозможно. Да и нот не слышно.


Как бы то ни было, проект Новосибирска развития не получил (о чём жалеем все до сих пор), Крунки же, будучи выпущены небольшим тиражом, сами по себе редки; двенадцатиструнные инструменты, как требующие больше комплектующих (колки, активная схема) и более требовательные к качеству изготовления (конкретно к качеству ладов) делались в меньших количествах. Пусть и, по некоторым данным, их делали аж до 1982 года. Увы, констатируем провал первой волны активных электрогитар в СССР: Новосибирск делал гитары менее года, а активный двенадцатиструнный монстр не оставил следа ни на одной из известных фотографий советских ВИА, которые на нашем ресурсе любовно собирают здесь: тыц.

Кроме того, заслуживает несомненно внимания и незабвенный "Турист", который выпускался малой серией в 1974 году.


Доподлинно неизвестно, что вдохновило конструкторов в Борисове замахнуться на встроенные эффекты. Было ли им известно об экспериментах армян и новосибирцев? Думаю, что да - вёл же какую-то справочную документацию НИКТИМП, наверное. Впрочем, встроенные эффекты и так было откуда подглядеть - достаточно упомянуть общеизвестный Jolana Big Beat. А ведь наследование чешской конструкторской мысли для белорусов было не впервой. По данным хронологических исследований, начало производства электрогитары "Форманта" было начато около 1978 года. То есть, из "первенцев" идеи в производстве оставался двенадцатиструнный Крунк, но их было очень мало. "Форманты" же делались бодро, пережили "рестайлинг" - и многие из них до сих пор нас радуют.

Немного истории. "Белорусское ПО музыкальных инструментов г. Борисов БССР" к тому времени имело за плечами достаточно солидный опыт разработки и производства электрогитар. В активе к 1978 году в течение пяти лет вполне успешно существовали и трудились на просторах 1/6 части суши: "условные" копии ЭГ "Аэлита-1" арт. 230БЛ (скопировали по сути только обводы корпуса - всё остальное доморощенное), чешской "Futurama" (аналогичный подход, только тремоло скопировали "в ноль", ибо очень удачное и технологичное) в двух вариантах, а также безымянный бас (его можно рассматривать как пару к любой из трёх указанных выше ЭГ). Инструменты разных лет и серий выпуска могли различаться в деталях, в частности датчиками и/или элементами темброблока.

Инструменты эти отличались от большинства советских гитар в основном тремя деталями. Первое: весьма характерным "почерком", дизайн гитар не изобиловал излишествами, был довольно строг, лаконичен и закончен. Особенно римейки маломензурных чехов. Второе: инструменты выгодно отличались более качественно обработанными ладами, за счёт чего были в целом более играбельны. Третье: профили грифов. Грифы были по большей части очень толстые, настолько, что анкерный стержень в них иной раз играл роль простой формальности.


Все три (четыре, если различать две версии "Футурамы") гитары были выполнены в достаточно строгом соответствии с канонами европейского/азиатского гитаростроения 60-х..70-х годов. О чём довольно неплохо пишет Big Beat здесь: тыц.

Вне всякого сомнения, инструменты к 1978 году можно было считать устаревшими.


Радикально менять что-то на фабрике, видимо, не захотели. Но выполнять обязательства соцсоревнования, вводить рациональные предложения - было нужно. Тем более, что персонал фабрики (не весь, конечно), как следует из интервью, регулярно тусил на выставке Musikmeisse (если неправильно написал, прошу поправить).

Таким образом, на свет появилась модель "Форманта". Во внешнем облике инструмент, на мой взгляд, хранит ещё и влияние японской школы гитаростроения. Строго говоря, "Формант" было две разновидности. Сначала шла арт. 241БЛ, затем, в 1985, был разработан и запущен в произвоство арт. 262БЛ. Скорее всего, эти инструменты некоторое время выпускались параллельно (1985). И именно в этом порядке, так как в форме головы грифа первого инструмента прослеживается преемственность с предыдущими моделями ("Футурама", "Аэлита"), а второй инструмент имеет взаимозаменяемый гриф с героиней данной статьи - ЭГ "Соло-II".

Инструмент получил оригинальное тремоло, напоминающее несколько непродуманный вариант "Bigsby" без переломного валика, оригинальный бридж (с подстройкой межструнного расстояния - рацуха!). Лады стали очень низкими и тонкими, а профиль грифа сменился радикальнейшим образом. Вместо почти круглого бревна, гитаристы получили бревно прямоугольное, слегка отёсанное по краям. Что интересно, удобство игры (если говорить применительно к нашим гитарам) сильно не пострадало, если не наоборот - гриф стал значительно тоньше.

Но главной изюминкой стал ОН. Тот, кто скрывался под верхней крышкой, с двумя регуляторами и клавишей включения. Фуз. Типичный для моды семидесятых грязный, жирный фуз на двух транзисторах. Призванный облегчить жизнь гитаристу простого и непритязательного советского ВИА путём убирания из-под ног громоздкой педали и необходимостью ей оперировать, соответственно, ногами. Удобство второго пункта, скажем так, неочевидно - отрывать руки от игры на управление эффектом всё же неудобно - но полёт конструкторской мысли неостановим, так же?

В целом, инструмент можно признать удачным. Гитара строила, гриф был сравнительно удобен, тремоло качало, фуз фузил.

Особенности работы с каждой из этих гитар - предмет отдельных статей. Каждая гитара имела ряд изменений, вносившихся в её конструкцию в зависимости от веления плана и наличия запчастей - в частности, разные типы датчиков, но - их перечисление раздует статью, а мы ведь ещё не приступили к плотному изучению предмета статьи - ЭГ "Соло-II".

Отметим особо разве что следующее - и это важно:

- ЭГ "Форманта" - арт. 241БЛ ("Форманта" первых выпусков, с 1978, голова грифа 1х6, пикгарды из оргстекла, датчики ппраллелепипедные);
- ЭГ "Соло-II "Форманта" - арт. 262БЛ ("Форманта" вторых выпусков, с 1985, голова грифа 2х3, пикгарды из перлоида, датчики со скошенными краями);
- ЭГ "Соло-II" - арт. 254БЛ (рассматриваемый инструмент).

Это - разные инструменты и не надо их путать. Каждая из моделей могла иметь некоторые отклонения, продиктованные наличием комплектующих на складах и/или состоянием деревообрабатывающих станков и работавшего на них персонала (последнее - к различиям в форме головы грифа "Формант" 241БЛ).

Мы сейчас мысленно перенеслись в 1989 год. Знаковый год для страны, ознаменовавшийся разгулом того, что обозначалось модным и на тот момент малопонятным словом "Перестройка". Мода подразумевала действие. И на этот момент в СССР электрогитары с чем-то активным внутри производили уже только в Беларуси. Отметим, что ранее, кроме уже упомянутых производителей, только 1981 год в этом плане был отмечен попыткой Свердловска выпустить ЭГ "Волна", нёсшей на борту фэйзер. Но попытка, судя по всему, успеха не имела.

Если мне память не изменяет, положение в СССР в "широком" смысле выглядело так. Болгары выпускали "Орфей Burns", чехи - Jolana Star X. Наличествовал у каждого инструмента фуз. Биг Бит чехи выпускать к тому времени перестали. Ереван же деятельность по производству электрогитар, по имеющимся данным, вообще свернул. Начало Перестройки, деятельное, можно связать, скорее всего, с годом 1987 - вполне себе тянет на начало разработки в Борисове инструмента, увидевшего свет в 1989. Два года на проектирование и наладку производства - обычный срок для "нестратегических" производств.

Так что привяжем "последний выдох" soviet onboard effects к волне Перестройки. Белорусы поднатужились и сотворили ЭГ "Соло-II". При этом был продемонстрирован, без шуток, рациональный подход к производству: в пару к ЭГ был сконструирован и бас - уникальный наличием похожего встроенного эффекта, редкость для мирового гитаростроения. Эта пара имела взаимозаменяемые корпуса, голова грифа также была выполнена в едином дизайнерском решении для гитары и баса, стоп-бар и бридж делались из одинаковых заготовок, применялись типовые звукосниматели, разработанные ещё для "Форманты" 262БЛ. Всё для технологичности, всё для победы.


Инструменты так и не смогли избавиться от неоднозначного наследия. В частности, высокая посадка грифа в неглубокий карман на корпусе, накладные звукосниматели, оригинальный профиль грифа, корпус из мебельного щита и буковый гриф наложили весьма заметный отпечаток на новую конструкцию. Узнаётся гитара, сконструированная по канонам европейской школы 60-х..70-х годов с поправкой на действительность производства страны Советов.

Кроме того, наложила свою "лапу" и культура производства. Что белорусам удавалось держать "на уровне" - обработку накладки и ладов, грифа в целом. Качество изготовления корпусов, фурнитуры, датчиков - "плавало", схемотехнические и конструкторские решения блока эффектов изначально были неоднозначны. На басу гриф был слишком длинен и тонок - легко прогибался. В девяностых культура производства и вовсе пошла прахом, на гитары ставились датчики с басов и наоборот, качество изготовления встроенных эффектов упало в целом. Интересен разве что факт разработки белорусским предприятием собственных колков для баса. Но это уже - другая история.

А наша история - о гитаре "Соло-II арт. 254БЛ". Вот она, на моём давно соскучившемся Красном знамени.




Вот она, лапочка. Очень стильная и красивая гитара. Из утрат данного экземпляра -крышка бриджа, ручка резистора регулятора громкости, обломанный переключатель.

Подробная характеристика.

Ладовая цельнокорпусная электрогитара.

Корпус: с солидной выборкой, отчего в звуке явно выражена коробчатость. Форма близка к фендеровским "истокам" (предполагаю цепочку "Musicmaster - японцы - белорусы", обводы в целом остались, "рога" ушли). Толщина корпуса порядка 35 мм. Анатомических вырезов и скосов нет. Две антабки, верхняя на роге "грибок", нижняя - встроенная отвёртка. Корпус взаимозаменяем с корпусом бас-гитары. Материал - фанерованный бук. Гриф крепится на 4 самореза через скрытый некплейт, наличествует декоративный некплейт на 4 маленьких саморезах, который прикрывает паз для батареи питания встроенных эффектов. Гнездо выведено в обечайку. Покрытие - чёрный полиэфирный лак.



Гриф: 20 ладов, профиль грифа - "очень плоское" D. Материал - бук. Волюта отсутствует (выведена в ярко выраженную плоскость). Накладка тонкая. Лады низкие, тонкие (порядка 1.5 мм). Радиус грифа 10 дюймов, с заваленными краями. Нулевой лад, верхний порожек деревянный, гайка анкера под плоскую отвёртку выведена в голову грифа и прикрыта фигурным щитком из нержавейки. Покрытие - чёрный полиэфирный лак.


.


Фурнитура: оригинальный стопбар из полированной латуни. Прикручен на два солидных самореза к деке. Бридж оригинальной конструкции на двух регулировочных винтах с шайбами большого диаметра. Имеет возможность подстройки мензуры и межструнного растояния. Закрыт крышкой, крепящейся 4 винтами (утеряна). Колки - стандартные советские алапаевские колки с квадратными бутонами, 2х3. Втулки присутствуют. Работают колки качественно.


.


Электроника: звукосниматели типа сингл, три штуки. Средний смещён в сторону бриджевого. Внутри эффекты фуз и фэйзер. Фуз собран на одном ОУ К140УД8 и паре диодов Д220, фэйзер на 4 ОУ К553УД2, ОУ К140УД8 и транзисторах КТ301Г, КП103И. (Прошу более сведущих в схемотехнике меня проверить.) За схемами - марш в соответствующий раздел!


.

.


Органы управления гитарой таковы: (смотрим слева направо на общий вид гитары, лежащей перед нами)

Под бриджем:
- выключатель датчика НЕК;
- -/- МИДДЛ;
- -/- БРИДЖ (да, они стоят в обратном порядке!);
- под ними - ручка общей громкости:

Под датчиками:
- включение фэйзера;
- ручка управления глубиной эффекта фэйзера;
- -/- частотой эффекта фэйзера;

Верхний блок:
- ручка управления уровнем громкости с эффектом фуза;
- -/- уровнем тембра искажённого сигнала;
- включение фуза.

Смонтировано это великолепие на пикгарде прозрачного, выкрашенного в чёрный цвет с изнаночной стороны толстого оргстекла. Оргстекло ломкое. Плата крепится к пикгарду непосредственно, ограны управления - к двум металлическим шасси, в свою очередь закреплённым на пикгарде. Форма пикгарда, нижнее шасси темброблока - унифицированы с басом.



.


Что интересно, на некплейте нет указания артикула. Хотя инструмент явно ранний, все радиодетали внутри промаркированы 1983 годом, это позволяет предположить, что инструмент первых годов выпуска - 1989, о чём говорит и цветовое решение гитары. Чёрные гриф и дека, залитые полиэфирной бронёй, пикгард из оргстекла, крашеного в чёрный цвет, вставки в звукосниматели из дымчатого тёмно-коричневого, сочетающегося с цветом накладки, перлоида.




Напомним, что цветовое решение инструментов в зависимости от времени выпуска: ранние - радикально чёрные, с белым или чёрным пикгардом. Очень редко - цветные пикгарды (зелёный, красный). С 1990 - серый металлик. С 1991 - розовый, синий. Поздние инструменты имели покрытый тонким прозрачным лаком гриф. Вставки в датчики могли иметь любой цвет (хотя, похоже, что сначала их всё же пытались подбирать под общее цветовое решение конкретного инструмента).

Ручки управления темброблоком - ставились похожие на аналогичные с р/п "Океан".

Переключатели датчиков и эффектов - ПДК-1. Довольно удобны в работе, но... См. ниже, общие впечатления.

Инструменты комплектовались стандартными шнурами на пятиштырьковых разъёмах, укладывались в чехлы стандартного покроя.

О тираже инструментов можно судить по имеющимся данным о темпе производства порядка 70-80 инструментов в месяц. То есть, гитара не то чтобы сильно распространённая - скорее наоборот, и только близость выпуска к нашему времени позволяет нам более-менее удовлетворять свои коллекционерские аппетиты без создания дефицита.




Настало время подключить инструмент!

Достаём батарейку, ставим её на положенное место. Берём шнур с соответствующей перемычкой (напомним: чтобы инструмент включился в активном режиме, в разъёме СГ-5 надо замкнуть штыри 4 и 5), подключаемся. Усилитель УЭМИ-10, ибо соседи за стеной уже предвкушают сладкий сон. Лучше б с такой охотой укатывался в постель сына, с заметным старанием мешавший мне

Что было с гитарой предварительно сделано? Во-первых, замена электролитов. Со старыми блок эффектов не выдал ничего, кроме шумов. Увы.

Во-вторых, датчики были поставлены выше с помощью прокладок из стержней от шариковой ручки. И даже в таком положении нужно вытаскивать винты-магнитоводы почти к струнам. Датчики фатально слабы! Их в исходном варианте не слышно. Беда всех белорусов с этими датчиками. Высота подъёма датчиков составила порядка 1-1.5 мм, больше не даёт длина соединительных винтов. Но больше и не нужно, далее регулировку можно и нужно производить магнитоводами.

В итоге - более-менее терпимый выход на чистом звуке, довольно привычный фуз. А вот фэйзер, увы, реанимации в моём исполнении не поддался. Надо заниматься им плотнее, хотя бы смотреть питание на микросхемах, токи транзисторов. Но на это всё нужно время, а его у меня - сильно в обрез.

Чистый звук особых сюрпризов не принёс. При этом, датчики, будучи максимально приближенными к струнам, выдали ошеломляющую разницу в выхлопе. Бридж бодрый, миддл - заметно тише, нек - тухлые НЧ остатки. Печально. Впрочем, все датчики закоммутированы с неотключаемыми фильтрами. Видимо, в этом и причина. Увы. Отключать их - рели... тьфу, генеральная линия Партии не позволяет.

Фуз грязный, при затухании звука сходящий на нет. Очень похож по звуку на фуз "Форманты" а, иже с ними, на львиную долю всех простых фузов вместе взятых. При этом имеет смысл включать только нековый датчик - остальные не тянут по выхлопу, да и слишком много НЧ в звуке. Кроме того, нек и мидл, включённые вместе, сильно "гасят" друг друга. Звук "никакой" даже чистый.

А фэйзер не ожил. Печально. Буду работать.

Звуки, изданные инструментом, выкладываю тут. И надеюсь, что в скором времени заменю их на что-то записанное и, главное, СЫГРАННОЕ качественнее. Мало того, что я играть умею плохо - писал в спешке, без разминки, под руками вертелся сын - а гитары он страсть как любит!




Звуки:

звук датчиков на чистом по отдельности
.
фуз
.
только бриджевый датчик, чистый

В заключение - впечатления от гитары. Извлекать из инструмента музыку в целом можно. Гриф и колки не требуют плясок с бубном, гитара без проблем отстраивается и настраивается. Для игры пригоден бриджевый датчик. Фуз - в случае исполнения панка, гранджа, прочего лоу-фая - также имеет право на жизнь. Баланс гитары не очень хороший, верхний рог с антабкой короток. Гриф в целом удобен, тем более, что он почти стратовского радиуса. Основная беда: неудобно орудовать именно правой рукой. Очень легко зацепить ручку громкости фуза, а также выключатель фэйзера - тот вообще под мизинец лезет аж назойливо.

После замены электролитов я вознамерился отрегулировать схему - фуз сделать поприятнее и пнуть мёртвый фэйзер. Ну, подумал, что прокатит по-быстрому - два подстроечника на плате. На схеме Lordbizarre это Р6 - он на плате под крайней правой микросхемой 553. Это регулировка фэйзера как раз, она идёт к затворам полевиков. По советской схеме это R16. И ещё один подстроечник ведает настройкой фуза (КУ, как я понимаю). На вышеупомянутой схеме его нет, но есть на советской, это R11 в цепи неинвертирующего входа 140. Ну, покрутил я их... Фузовый много мне попортил крови - регулировать эти подстроечники можно только сняв весь пикгард. А это значит - настройка выглядит как: струны ослабили, пикгард вынули (приподняв бридж, не пускает гайками), покрутили, всё назад, струну натянуть, обломаться, повторить... То нет сигнала, то сигнал есть, но усиленный и чистый. Мучился долго, причём поставив в исходное состояние (по фото) - возврата звучания не получил. Фэйзерный же тупо игнорировал мои попытки его крутить ради изменения звука. Кажется, я добился только пропадания такового при слишком сильных изменениях положения ползунка. Надо копать другие участки схемы... Короче, настраивать эту схему в условиях наличия сервисной схемы с эпюрами и напряжениями - комфортно, в "полевых" условиях - АдЪ.

Дальнейшие планы - доукомплектование крышкой бриджа, ручкой громкости. Ещё раз перепахаю схему фэйзера.

Засим прощаюсь. Всегда ваш, Басист Кайф.

Выражаю благодарность Я-Хе за пендали и справочные материалы, Chapt`у за возможность подглядеть в Определитель по-быстрому, Izol`у и ЮрийОм`у за интервью.


Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
c0rvinus, 01.11.2016, 06:38

Басист Кайф, очень круто! Спасибо! Мне как раз предстоит работа с Соло-II.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
, 01.11.2016, 07:04

Ого! вот это статейка. пока читал чай остыл. и вопрос нарисовался плата фуз одинаковая как для бас так и соло или там есть что то чего нет...э потерял логическую нить . пойду заварю чайку.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
CTAKAH, 01.11.2016, 09:52

крутая статья, спасибо! а на сколько датчики приподнялись за счёт прокладок? а то да, выхлоп куцый совсем (

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
VP, 01.11.2016, 09:58

БК, нечего гнать на своё творчество!!! ©
Хороший обзор, спасибо!!

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
swin, 01.11.2016, 15:16

Zemb, фузы вроде одинаковы (ну почти одинаковы). Но платы - на СОЛО2 напаяны фуз и файзер, на Басу - фуз, бустер и глиссандо. Т.е. платы различны по наборам эффектов.

БК, душевно! Я об эти регуляторы фуза постоянно царапал запястье, не смог с ними бренчать, думал, что я один такой из-за неправильной постановки руки.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
StariyDed, 01.11.2016, 15:48

Это не "не правильная постановка рук", это отсутствие продуманной инженерной проработки эргономики для конечного пользователя, т.е. для музыканта.
Иван!
Большое спасибо за довольно познавательную статью. Всё нормально написано.
Дальнейших успехов!
P.S. Сутки валялся с дикой температурой...сегодня чуть в себя пришел, а тут подарок в виде статьи...прочёл - полегчало.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
swin, 01.11.2016, 16:06

Что-то подобное я тогда и подумал. Было дело.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Басист Кайф, 01.11.2016, 17:14

Вношу правки - подъехали критические замечания.
Спасибо за поддержку.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Басист Кайф, 01.11.2016, 17:54

Переработал. В основном - факты. В дальнейшем будут ещё правки, а как соберу лайтбокс - посоревнуюсь с Я-Хой по качеству фото.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Я-Ха, 01.11.2016, 21:14

Басист Кайф Цитата ...

посоревнуюсь с Я-Хой по качеству фото.

Ннну - "это будет не трудно" (с)

Достаточно просто любой фотоаппарат взять.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Man0waR, 01.11.2016, 23:33

Хороший обзор!
У меня, кстати, почему то не фуз, а очень даже дисторшн. Видимо кому что положили)

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Targitay, 02.11.2016, 08:46

Man0waR Цитата ...

Хороший обзор!
У меня, кстати, почему то не фуз, а очень даже дисторшн. Видимо кому что положили)

В одной из версий платы эффектов, если верить схеме в теме "Схемы. Только схемы", как раз стандартный дисторшн на ОУ (А5, Ку=100) и должен быть.
[link]


Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Man0waR, 02.11.2016, 11:12

Да, расположение элементов идентично. Схемы различаются только КУ?



Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
swin, 02.11.2016, 16:29

КУ регулируется подстроечником от ножки ОУ на землю. У моей, например, вместо него постоянный стоит. И не фузит совсем. Схема эта, каноническая:
[link]
Подбирая номинал, можно добиться от легкого драйва, до дистошна. Чем выше КУ, тем сильнее ограничение на диодах и т.д..

На "рукописной" схеме, приведенной в ссылке камрада Tarqutay ряд неточностей.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Man0waR, 02.11.2016, 17:31

Почему рукописной? Вполне себе заводская. Просто, возможно, собранная для завода где-то в другом месте.


Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Man0waR, 02.11.2016, 17:34

А это кишки гитары на два года младше




Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
swin, 02.11.2016, 19:27

Manovar, ошибся я, старик, извини. Я про эту схему, имеющуюся в сети:


На нее дал ссылку камрад Tarqitay. Она не совсем того. С отличиями от паспортной. Попробую исправить свое предыдущее сообщение.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Man0waR, 02.11.2016, 20:29

swin, эта схема с ошибкой. Вот исправленная. Внимание на входы А6

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
vint, 15.11.2016, 08:16

На моей фейзер работает, но по звуку он больше напоминает "вибрато"

"Если мне память не изменяет, положение в СССР в "широком" смысле выглядело так. Болгары выпускали "Орфей Burns", чехи - Jolana Star IX. Наличествовал у каждого инструмента фуз."
здесь опечатка, фуз у десятки был.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
Басист Кайф, 16.11.2016, 14:54

Спасибо, исправил.

Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
kaldos, 20.10.2020, 14:40

Man0waR Цитата ...

swin, эта схема с ошибкой. Вот исправленная. Внимание на входы А6

Наткнулся на эту схему и обратил внимание, что "исправленная" схема также не будет работать, как и неисправленная (которая выше).
Правильной схемой будет всё же первая. Просто автор первой схемы перепутал прямой вход с инвертирующим микросхемы А6.
Достаточно поменять местами номера выводов 2 и 3, и схема станет рабочей.


Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
swin, 20.10.2020, 17:21

Вот схема с "моего" паспорта. R11 впаяли в плату постоянный, хотя дорожки разведены под подстроечник. Экономили?


Re: Электрогитара Соло-II арт. 254БЛ. Onboard effects для диктатуры пролетариата.
kaldos, 21.10.2020, 05:29

Скорее всего убрали потому, что он просто не нужен.
Обычно этот резистор ставится для компенсации смещения входным током, и величина его (резистора) определяется суммарным сопротивлением входного резистора и резистора обратной связи ОУ.
В данном случае, при номиналах 22к и 2,2М , этот резистор должен быть 22х2200/(22+2222) = 21,8к.
На практике его обычно выбирают равным входному резистору инвертирующего входа, а чаще просто пренебрегают им.
PS. А может быть изначально хотели сделать этот каскад с регулируемым КУ, но подзапутались во входах ОУ. (что, конечно, маловероятно)