Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Izol, 27.07.2018, 20:22

Вышло так, что большинство самодельных электрогитар не имеют своей истории. То есть история, конечно, есть, но нам она неизвестна в силу различных причин. Этот бас - исключение. Историю этой гитары поведал Владимир Васильевич Морозов - работник Института музыкальной промышленности НИКТИМП и Росмузпрома. Именно он на днях передал мне эту гитару. Владимир Васильевич является автором всем нам известной электрогитары "Стелла": он ее придумал, внедрил в производство и отработал процесс изготовления на Ростовской фабрике клавишных инструментов. Но вернемся к басу.
Эту гитару изготовил друг В.В. Морозова - Артур Артурович Дулев. Будучи молодым человеком, Артур Артурович являлся автором пяти гитар не самой простой конструкции. Этот бас сделан в 1970 году. Вместе с Владимиром Васильевичем А. А. Дулев в 1971 году устроился в недавно созданный НИКТИМП. Бас они принесли с собой в качестве "этюда", который продемонстрировали руководству. Работа впечатлила, и бас остался в стенах НИКТИМП, где он использовался в составе коллектива местной самодеятельности, где играли В. В. Морозов и А. А. Дулев. Через два года Артуру Артуровичу работа в НИКТИМП наскучила и он уволился из института. Бас остался у В. В. Морозова и служил ему верой и правдой до конца его работы в НИКТИМП (1982 год). Далее гитара пошла по рукам и претерпела потерю оригинальной электроники - были заменены звукосниматели. Затем гитара вернулась к В. В. Морозову и прожила у него на даче до сего момента. Давайте внимательно рассмотрим инструмент.

Гитара имеет внушительные размеры (кофр - 127 см) и вес (4.2 кг). Инструмент сделан очень аккуратно, причем все детали очень тщательно отделаны и подогнаны. В настоящий момент вместо штатных стоят неоригинальные звукосниматели: верхний - на базе девятирублевого датчика, нижний - всем знакомый белорусский звукосниматель. Утеряны кнопки переключения режимов: на их месте остался только остов блока кнопок. В комплекте кофр (самодельный!) и кабель (судя по всему - тоже...). Инструмент хранился долгое время вне помещения, в связи с чем местами ЛКП пошло кракелюром, небольшой участок канта сгнил.

















Гитара требует реставрации, вследствие чего предпринят полный разбор инструмента.
Дека выполнена из массива ели, весьма толстого ( в районе звукоснимателей - 14-18 мм). Центрального блока нет, зато в наличии довольно объемный клец.







Гриф вклеен. Имеется анкер. Накладка - черное дерево с перламутровыми маркерами. На головке - красивый контрабасовый завиток. Лады вылезают, вынимаются вручную.





Колковая механика - самодельная; по крайней мере таких шестеренок я не встречал. Крышки из алюминиевого сплава, крепятся к площадке колка винтом.



Темброблок подразумевался простейший - две громкости и переключатели звукоснимателей. Маркировка резисторов - 1969 год. Гнездо самодельное (!).







Струнозацеп из легкого медного сплава с гальваническим покрытием. Бридж закрепленный, регулируется по высоте и по мензуре.







Антабки из алюминиевого сплава.



Пикгард массивный, из крашеного 4 мм оргстекла, с окантовкой.



Примерный объем работ:

1. Правка грифа, замена ладов.
2. Восстановление темброблока. Самый скользкий момент - с кнопками, ибо не ясно, что там стояло. В качестве звукоснимателей возьмем Simeto 2B. Что стояло в оригинале установить невозможно, а Симето подходят по концепции и практически полностью закроют развороченное ЛКП в неке.
3. Чистка фурнитуры.
4. Замена сработанной косточки в бридже.
5. Изготовление верхнего порожка ( утерян).
6. Ремонт кофра.

Думаю, этот инструмент достоин самого серьезного к себе отношения. Ибо этот бас стоял у истоков отечественного гитаростроения: мода на электромузыкальные инструменты только вступала в свои права. А в окончании своего повествования я хотел бы отметить два момента.
1. Владимир Васильевич попросил меня разыскать информацию об авторе этой гитары. Дулев Артур Артурович, 1948 года рождения. В середине 70-х у Артура Артуровича родился сын - Дулев Эльмар Артурович. Современные технологии позволяют находить тех, с кем давно не общаешься в силу тех или иных причин. А дороги В. В. Морозова и А. А. Дулева разошлись еще в далекие 70-е... Буду благодарен тем, кто поможет в поиске.
2. Безусловно, мы продолжим через некоторое время разговор с Владимиром Васильевичем. Он прекрасный рассказчик, а поговорить с ним есть о чем. Работа в НИКТИМП, внедрение новых музыкальных инструментов, российские музыкальные фабрики, всесоюзные выставки музыкальных инструментов, работа в Росмузпроме и многое, многое другое. Надеюсь - уже скоро!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Тот_самый_АМ, 27.07.2018, 20:40



Офигенно!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
GeorgeM, 27.07.2018, 20:46

а вот трапецию с такими вырезами я уже где то видаал...

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Gess, 27.07.2018, 20:48

Можно у Владимира Васильевича спросить
зачем вообще сделали Стеллу?
под какие задачи?
басс симпатишный.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Izol, 27.07.2018, 21:00

Директор НИКТИМП с'ездил в Италию, увидел там стереогитару и сказал: "Давайте делать стереогитару!".

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Big Beat, 27.07.2018, 21:16

Офигенно!

Бас напоминает Кавай конца 1960х, особенно пропорции корпуса (шире чем типичная Хофнерская "скрипка") и зацеп. Хотя Кавай в свое время тоже много содрал от Эко, так что корни скорее всего из Италии.




Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
StariyDed, 28.07.2018, 07:28

Шикарная гитара!
А дальше, только эмоции...
Удачи в восстановлении!

P.S. Переключатели типа П2К были разработаны в середине 60-х годов, т.ч. очень может быть, что в конструкции могли быть применены именно эти переключатели. Первые образцы выполнялись в карболитовых корпусах, а штырьки и ламели были основательно посеребрёнными. По началу, это была очень надёжная конструкция, и активно применялась в производстве военной техники.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Skyworker79, 28.07.2018, 09:24

Влад! Поздравляю с экспонатом!
Очень будет интересно почитать рассказы Владимира Васильевича!


Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
ВоваМ, 28.07.2018, 15:13

Шикарный басок!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Les, 28.07.2018, 20:02

я худею! классный бас.
а кнопки да, П2К, скорее всего стояли

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Izol, 28.07.2018, 20:20

П2К, к великой радости моей, туда не встают. Ни большие, ни маленькие. Размер окна 10х14.3 мм.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Я-Ха, 28.07.2018, 20:59

Эпично.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
ВоваМ, 29.07.2018, 02:41

Насадки на кнопки можно сделать любые, посмотреть-бы какие изначально стояли.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
ВоваМ, 29.07.2018, 02:49

А может это и не п2к стояли, а к примеру сетевые выключатели, сдвижные переключатели, тумблеры ......

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Izol, 29.07.2018, 07:03

Володя, вот это надо и понять. Конечно, лучше определиться, что там стояло ы оригинале. Вряд ли автор делал особые кнопки.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
kaldos, 29.07.2018, 07:09

Izol Цитата ...

Володя, вот это надо и понять. Конечно, лучше определиться, что там стояло ы оригинале. Вряд ли автор делал особые кнопки.

А какой размер прямоугольника, образованного четырьмя винтиками/шурупчиками (по их центрам)?

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Skyworker79, 29.07.2018, 07:26

Зная любовь отечественных гитаропостроителей к «самурайским мотивам» предположу,что могли стоять ползунковые переключатели,если конечно в технологических отверстиях достаточно места для их хода...П2К смотрелись бы не «комильфо» на таком инструменте,ИМХО

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
wolf, 29.07.2018, 07:49

Когда то давно встречал переключатели клавишные -верх клавиша, низ тумблер.

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
litvin, 29.07.2018, 07:56

А что если такой?



Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
BrotherBlues, 29.07.2018, 08:15

Поздравляю. Отличный бас с отличной историей.
Завиток контрабасный шикарен!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Vzglyad, 29.07.2018, 08:19

Да.История хороша!
И бас интереснейший!
Поздравляю!!!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Izol, 29.07.2018, 15:16

kaldos Цитата ...

Izol Цитата ...

Володя, вот это надо и понять. Конечно, лучше определиться, что там стояло ы оригинале. Вряд ли автор делал особые кнопки.

А какой размер прямоугольника, образованного четырьмя винтиками/шурупчиками (по их центрам)?



19.5Х29 мм

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
kaldos, 29.07.2018, 15:57

Izol Цитата ...

kaldos Цитата ...

Izol Цитата ...

Володя, вот это надо и понять. Конечно, лучше определиться, что там стояло ы оригинале. Вряд ли автор делал особые кнопки.

А какой размер прямоугольника, образованного четырьмя винтиками/шурупчиками (по их центрам)?


19.5Х29 мм

Переключатель движковый ПД1
Межцетровое расстояние 28,5 мм, шаг сдвига 5 мм.
С учётом погрешности изготовления гитарной крышки/кронштейна, два таких преключателя вполне прилично впишутся.
Возможно потребуются сделать декоративные кнопки с размерами, например 9х9 мм




Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Izol, 29.07.2018, 16:13

kaldos Цитата ...

Izol Цитата ...

kaldos Цитата ...

Izol Цитата ...

Володя, вот это надо и понять. Конечно, лучше определиться, что там стояло ы оригинале. Вряд ли автор делал особые кнопки.

А какой размер прямоугольника, образованного четырьмя винтиками/шурупчиками (по их центрам)?


19.5Х29 мм

Переключатель движковый ПД1
Межцетровое расстояние 28,5 мм, шаг сдвига 5 мм.
С учётом погрешности изготовления гитарной крышки/кронштейна, два таких преключателя вполне прилично впишутся.
Возможно поребуются сделать декоративные кнопки с размерами, например 9х9 мм






Kaldos, спасибо. У меня такие переключатели есть, попробую.


Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
VP, 31.07.2018, 03:03

Эпично!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Baza, 31.07.2018, 05:27

Достойный самопал!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Serquel, 31.07.2018, 06:20

Интересно!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
c0rvinus, 31.07.2018, 07:06

Корпус баса напоминает Muzicka Naklada Bassora



Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Chapt, 31.07.2018, 08:26

Крутецкий гитар!

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Marx, 31.07.2018, 11:11

очень интересный бас, особенно крюк пера грифа впечатлил

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Aleksey88, 31.07.2018, 13:04

Спину почесать)

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
litvin, 31.07.2018, 15:48

Во чего напомнил профиль пера



Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
Les, 02.08.2018, 20:01

нормальный крюк такой.
у современного мастера гитар Skerwessen очень похож, только порезче. по интернету даже фотошутка ходила, что таким удобно пиво открывать

Re: Гитара В. В. Морозова: на заре советского гитаростроения
roman66, 03.08.2018, 16:08

Вставлю 5 копеек про ЛКП.Болгары нервно курят.И это после многолетнего хождения по рукам и хранения вне помещения.