Пятьдесят оттенков пятидесятого.
VP, 23.06.2019, 15:13


Моё знакомство с изделиями Ереванской музыкальной фабрики состоялось где-то в самом начале 1990-х годов, и было односторонним. То есть тогда я совершенно не понимал, что попало ко мне в руки. Лет через двадцать, благодаря нашему сайту я узнал, наконец, что же это были за инструменты.
Сначала мой знакомый Паша, игравший когда-то со мной в школьном ансамбле, притащил Ани бас с какими-то самопальными датчиками. Помню, мне очень понравилась необычная форма и чёрный с блёстками цвет. Паша сказал, что один его знакомый панк ушёл в армию и оставил ему (Паше) бас, чтобы его (панка) мама не выкинула инструмент на помойку. Кроме внешности ничего хорошего в том басе не оказалось, ни удобства, ни звука (оговорюсь, что я и сейчас ничего не смыслю в басовом звуке). Из всех (трёх) виденных мной тогда басов (Урал 510л, Орфей Хеброс и Ани) ереванский инструмент оказался самым малопригодным для музицирования.
Ещё был случай, когда один товарищ попросил меня посмотреть и оценить гитару, которую ему предлагали купить. Он считал меня специалистом, ведь у меня была электрогитара, а него нет. Мы пришли к продавцу и там оказался шестиструнный Крунк. Помню, промучившись с полчаса, мы так и не смогли настроить его. О том, что можно и должно подвинуть в нужное место бридж никто из нас даже и подумать не мог. Плохая гитара! – сказал товарищ и мы ушли.
И вот теперь ко мне попал Крунк-50. Попал в довольно неплохом состоянии. Покрытие целое, гриф не кривой, лады попилены, но не до конца. Для полного комплекта не хватало втулки колка, рычага, парочки саморезов пикгарда и выходного разъёма. Вполне приличная комплектация. Оригинальную втулку добыл и захромировал путём обменов на форуме, рычаг и шурупы приобретены в Восточном блоке. Разъём поставил из своих запасов. Чистка, полировка, пайка и мой журавлик в бодром тонусе. Также оказалось, что гитара отлично вписывается в хроноряд Крункологии. Поэтому, полагаю, стоит рассмотреть моего Крунка подробно, как типичного представителя.


Гриф буковый. Из трёх кусков. Тыльная сторона и голова покрашены в один цвет с корпусом. Гриф довольно толстый, с D-образным профилем. При этом совершенно не возникает ощущения «дубиноподобности», как порой бывает с увесистыми грифами. Он очень удобно лежит в (моей) руке, и привыкать пришлось, разве что, к плоской накладке. Крепление к корпусу через некплейт на три самореза. Их покажу чуть ниже. На пятке номер 283…

…и армянские рукописные надписи. Внешних следов установки анкера не видно.

Голова грифа аккуратной изящной формы. Вклеена под углом, что позволяет обойтись без ретейнеров. Внешних следов установки анкера не видно.

Колковая механика представлена планкой «шесть в ряд».

Сверловка и фрезеровка под колковый механизм.

Небольшая волюта.

Колки снабжены втулками. То, что вы видите, это не оптический обман и не искажения при макросъёмке (недорогой камерой). Некоторые втулки действительно выточены так, что больше похожи на эксцентрики. Разумеется, присутствует неоднократно упоминаемая историками «фирменная» особенность ереванских инструментов: втулки совершенно не держатся в своих посадочных местах и, при отсутствии струн, немедленно стремятся выпасть из отверстий и потеряться.

Любопытно, что лопасти и вообще все части колковой механики с тыльной стороны сохранились почти в идеальном состоянии. А вот штоки оказались заметно изогнутыми и, хоть и не смертельно, но серьёзно травмированными. Что же такое на них натягивали?

Порожек из белой пластмассы. Между ним и нулевым ладом довольно приличное расстояние. Вот здесь, кстати, как раз искажение перспективы вследствие съёмки. На самом деле всё ровно и параллельно. И никаких следов присутствия анкера.

Накладка грифа буковая, плоская. Несёт на себе двадцать латунных ладов плюс один нулевой. Голубыми пластиковыми точками отмечены 3-ий, 5-ый, 7-ой, 10-ый, 12-ый, 15-ый, 17-ый и 20-ый лады. На боковой поверхности маркировка немного отличается: 3-ий, 5-ый, 7-ой, 9-ый и 12-ый.

Лады у моей гитары были сильно сточены и поиграны. Оставшейся высоты едва хватило, чтобы их слегка подшлифовать и отполировать. Буковая накладка после очистки от грязи осталась с тёмными пятнами на самых востребованных ладах. А востребованность, вопреки обыкновению, простиралась от первого до пятнадцатого лада. Видимо, на гитаре играл настоящий музыкант. Вернуть накладке оригинальные свежесть и цвет можно только шлифовкой, что в мои планы не входило. Пусть остаётся такой, как есть. Главное, она чистая, очень чистая (с).

И ещё одно фото, иллюстрирующее особенности разметки.

Пятка грифа и соединение с корпусом. Да, выглядит, скажем так, громоздко. Однако, ощущения при игре для левой руки самые благоприятные. Своими толстыми короткими пальчиками я спокойно достаю до 17 лада. Очень удобная пятка.

Обещанные некплейт и саморезы. Серийный номер 15271.

Асимметричный двурогий корпус (как и гриф) имеет уникальный для советских гитар окрас. «Хамелеон», «Звёздная пыль», «Брызги шампанского» - как только не называют этот цвет. Выглядящий издали радикально чёрным, журавлик, при ближайшем рассмотрении начинает отливать коричневым оттенком.

А при должном освещении и пристальном осмотре становятся видны «звёзды» - чешуйки золотистого «глиттера».

Кое-где они даже образуют скопления и галактики. Вот, например, туманность «Кончик грифа».

Выглядит это реально красиво и, к тому же, является весьма практичным. Все знают, как быстро пачкаются и собирают пыль чёрные гитары? А тут звёздная пыль маскирует случайные соринки.
Итак, рассматриваем корпус далее и подробнее. Материалом для его изготовления послужил клееный буковый массив с фанеровкой. Номер в кармане грифа 237.

Толщина корпуса 34 мм. Под пикгардом обширное выфрезерованное пространство.

Выборка под тремоло. Видно, как кто-то, стремясь улучшить гитару, проделал отверстие и выемку под провод заземления, которого не было в оригинале.

Корпус имеет скос под правую руку.

Антабка нижняя…

… и верхняя. Это опять не оптические искажения. Антабка действительно установлена криво и с сильным смещением относительно серединной плоскости корпуса.

Пикгард вырезан из оргстекла толщиной 3 мм и закрашен с одной стороны чёрной краской. Крепится к корпусу на семь шурупов с потайной головкой под шлиц.

На пикгарде крепятся два звукоснимателя.

Металлические корпуса звукоснимателей жёстко привичены к пикгарду без возможности регулировки по высоте. Окошки в корпусах закрыты кусочками красного целлулоида.

Про катушку с керамическим сердечником можно сказать, что она находится внутри корпуса. Она не лежит, не закреплена внутри, а просто находится в корпусе. Разумеется, звукосниматели отлично «микрофонят».

Между датчиками пониже струн написано название гитары. Причём надпись выполнена той же краской, что и точки-маркеры на боковой поверхности грифа.

Массивные точёные ручки регулировки темброблока.

Бридж нефиксированный. От своего чешского прототипа отличается только геометрическими размерами. Одной опорой частично опирается на пикгард. Иначе невозможно правильно отстроить мензуру.
Красивая, но малоэффективная вибрато-машина. Работает плохо даже при лёгком покачивании аккордов. Ход очень мал, неравномерен и трудно ощущаем. Хотя, например, белорусский аналог вполне функционален (в очень разумных пределах). Сравнить же с первоисточником от Jolana у меня нет возможности.

И здесь снова нет обмана зрения. Отверстия для струн действительно просверлены неравномерно.

Цанга и гайка зажима рычага. Как видите, лепестки отломаны, но оставшейся резьбы хватает, чтобы гайка не сваливалась. Повезло.

Бридж регулируется по высоте. Благодаря довольно высоким стойкам его удаётся выставить ровно.

Крышечка сидит очень туго.

Под крышечкой выгнутое основание и индивидуальные подпружиненные сёдла для каждой струны.

Винтами с головками под шлиц регулируется мензура для каждой струны отдельно.

Точёное седло с канавкой для струны, пружина и регулировочный винт. Все пружины одинаковой длины, что сильно снижает эффект от их наличия.

На площадки-основания бриджа наклеен мягкий ворсистый материал.

Выходной разъём расположен на торце корпуса.

Причём сделано это так, что провод, присоединённый к висящей на ремне гитаре, направлен вниз и даже немного в сторону грифа.

Все исследователи отмечают крайне небрежное отношение к монтажу электрической схемы инструментов Ереванской фабрики. Неаккуратная пайка, использование неэкранированного кабеля, не всегда логичные схемотехнические решения. Всё это, к сожалению, характерная черта армянских гитар.
У моего Крунка провода от звукоснимателей оказались в экране, но схема оказалась перепаяна.

Но, совместными усилиями удалось установить, что все оригинальные компоненты темброблока моей гитары сохранились. Кроме этого получилось достоверно восстановить принципиальную электрическую схему.
Считаю уместным показать, как выглядит аутентичный нетронутый темброблок Крунка-50 у Gess…

… и у Vzglyad.

Схема. Работает она так. У некового звукоснимателя обрезаны высокие частоты, у бриджевого – низкие. Уровни сигналов звукоснимателей выровнены путём принудительного ослабления сигнала от некового. Ближний к выходному разъёму резистор это мастер-громкость. Ближний к бриджу резистор – баланс звукоснимателей. Номиналы резисторов и конденсаторов, как видите, широко варьировались.

Самая поздняя из дат на деталях – апрель 1980 года.

Резюмируя, скажу следующее. Крунк-50 небольшая, красивая, лёгкая, удобная гитара. По своей эргономике корпус даже напомнил мне чем-то Ibanez S серии. Разве что, придётся привыкнуть к плоской накладке грифа. Для корректной отстройки под пятку грифа пришлось подложить шпон. Впрочем, даже в нашем нано-XXI веке некоторые, далеко не последние, производители гитар не гнушаются подобным в болчёных инструментах. Общий уровень выхода низкий. Звук на нековом звукоснимателе гулкий, мыльный и бубнящий. На бриджевом намного приятнее и интереснее. Более яркий и звонкий. Тремоло никудышное, лучше его не использовать. Бридж норовит сопровождать вашу музыку дребезгом всех шести сёдел. Избавится от дребезга, подняв бридж и увеличив угол перегиба струн, можно только ценой снижения и без того слабого выходного сигнала, ведь поднять звукосниматели нельзя. И ещё, если кто-то решится завести себе Крунка в коллекцию – запаситесь длинными струнами. При кажущейся компактности Журавлик позволяет натянуть на себя не всё, что угодно. Например, длины первой струны из комплекта федосовских струн не хватило. Ещё с парой наборов других производителей получилась та же история. На удивление, подошли какие-то китайские noname струны из интернета.
Как бы то ни было желаю всем Крунков. Разных и побольше.


Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
woka, 23.06.2019, 16:43

Спасибо!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
aelita85, 23.06.2019, 17:01

Дмитрий, спасибо большое! Очень развернутая демонстрация пятидесятого. Для себя лично, подчеркнул схему распайки, в которой Вам удалось систематизировать в отдельные варианты все возможные комбинации номиналов. Признаться, до этого шел разговор только о большом разбросе номиналов (лично у меня это вызывало неопределенность). Распределение номиналов по вариантам распайки, по праву, принадлежит Вам. За что Вам огромный респект!

Спасибо, Дмитрий!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Izol, 23.06.2019, 17:08

Прекрасная статья! Спасибо, Дима!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Slavik, 23.06.2019, 17:11

Спасибо за содержательное и интересное обсуждение.

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
StariyDed, 23.06.2019, 17:15

Большое спасибо, Дмитрий!
Хорошая добротная работа!

P.S. Коллеги!
Учитывая то, что в Советском Союзе для бытовых целей использовались радиоэлементы с разбросом параметров от 10 до 20%, по моему скромному мнению, не стоит сильно заморачиваться на эту тему.
Что было на складах - то и ставили! В линейку вписалось (условно) - и ладно!
Это касается не только гитар. Это практически верно для всей выпускавшейся бытовой радиотехники.

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
swin, 23.06.2019, 18:27

Самобытная штукенция.

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Baza, 23.06.2019, 19:24

Здорово!!!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
wolf, 23.06.2019, 20:04

Спасибо за обзор!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
BrotherBlues, 24.06.2019, 04:19

Хорош журавль!
На главную надо его.
Спасибо Дмитрий!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
c0rvinus, 24.06.2019, 04:41

Большое спасибо за статью. Очень подробное описание. И экспонат в отличном состоянии!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Vzglyad, 24.06.2019, 05:19

Спасибо,Дмитрий!
Интересный разбег дат на Вашем Журавлике ; резисторы 1973 год,кондёры - 1980 ... 7 лет искали друг друга

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Skyworker79, 24.06.2019, 06:32

Дима,отличная,развернутая статья! Спасибо!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Claydon, 24.06.2019, 08:34

Отличный обзор, качественные фото! Спасибо за труд!

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Alex_Maestro, 26.06.2019, 05:00

Спасибо за статью!)

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Ayk, 26.06.2019, 05:27

Царский обзор. Армяне бракоделы)

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
swin, 26.06.2019, 18:23

А я бы на такой побренчал бы! Шансончик, какой-нибудь...

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Slavik, 27.06.2019, 03:09

Ayk Цитата ...

Царский обзор. Армяне бракоделы)



Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Slavik, 27.06.2019, 03:12

О великий мастер, вы
"умнее" ничего не придумали?

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Gess, 27.06.2019, 04:35

не обижайтесь. этим крунки как раз и ценны.
думаю кривость крунков в отвратительной организации производства, а не в личных качествах мастеров. кривые технологические карты видимо. и рабочие умудрялись подгонять все вручную. вообще удивительно, что из такого вообще получались электрогитары. которые весьма своеобразны по звуку. а уж пилить на крунке "No fun" или "Сalifornia uber alles" - это шик. думаю Джелло Биафра балдел бы от крунка

разгоняю крунк компрессором сустейнером плюс ярасов тюбмонстер. это - страх и трепет выходит. чесслово

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
BrotherBlues, 27.06.2019, 05:08

Чего обижаться, если по правде сборка плохая? Я в руках держал мандолину и гриф 12ки, обзоры читал. Криво стоят лады, разметка виляет, втулки выпадают.
Поздние уралы (белые) тоже криво выточены, покраска хромает..
А сам по себе Крунк то хорош, как минимум уникальным окрасом

Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
Младшой, 28.06.2019, 06:23

Самое главное - автограф на пикгарде есть?



Re: Пятьдесят оттенков пятидесятого.
VP, 28.06.2019, 08:00

Нет.