Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 08.08.2019, 20:51

Благодаря поисковым усилиям уважаемого [и практически НЕВЕРОЯТНОГО] Skyworker79,
обнаруживается следующее утверждение (открывается с [link]) - журнал НОВЫЕ ТОВАРЫ, 1970, номер 1:



- это часть иллюстрации, где ТОНИКА видна во всей красе:


Таким образом, лаборатория Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского имела непосредственное отношение к акустической экспертизе электрогитары ТОНИКА.

Данное утверждение не противоречит тому, что говорится относительно опыта взаимодействия акустической лаборатории Консерватории со сторонними организациями:
[link]
Московская консерватория 1866-1966
Консерватория после 1917 года. Глава III. Часть 1

...Значительной научно–исследовательской и научно–методической деятельностью заняты кабинеты и лаборатории консерватории.
Большую работу ведёт акустическая лаборатория, которой руководит С. С. Скребков. В научный круг тематики лаборатории входит изучение музыкального слуха, певческого голоса, музыкальных инструментов, проблем исполнительского стиля; для ведения разнообразных акустических исследований создаются новые электронные приборы. Сотрудники лаборатории являются авторами коллективного учебного пособия «Музыкальная акустика» (М., 1940 и 1954). Напечатан ряд исследовательских статей, готовятся к публикации новые труды, ведётся работа над диссертациями.
В последние годы важной формой научной деятельности являются «акустические среды» — собрания с теоретическими сообщениями и демонстрацией материалов. Большая роль в работе лаборатории принадлежит профессору Л. С. Термену. Консультациями лаборатории пользуются различные учреждения...
...С 1960 года лаборатория звукозаписи объединена с акустической лабораторией (заведующий Д. Д. Юрченко).

[link]

В Москве под руководством профессора Н. А. Гарбузова в 1921 году был создан Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), который просуществовал до 1931 года. После этого H.A. Гарбузов создал при Московской консерватории Научно-исследовательский музыкальный институт (НИМИ), выделив в нем акустическую лабораторию. С середины 1930-х годов в ней работал А. А. Володин, один из ведущих специалистов в области электромузыкальных инструментов, автор книги «Электромузыкальные инструменты». Лаборатория занималась изучением акустики музыкальных инструментов, певческого голоса, психологией восприятия музыкальных звуков и т. д. В ней в разное время работали акустики, психологи, музыковеды, такие как С. Г. Корсунский, С. С. Скребков, Л. С. Термен, Ю. Н. Раге, Е. В. Назайкинский, П. Н. Зимин, И. Д. Симонов и др. Лаборатория музыкальной акустики перестала функционировать в 1991 году. На ее базе в 1992-м была создана Студия электронной музыки и Термен-центр под руководством А. Смирнова.

Н. А. Гарбузов (1880-1955) — профессор Московской консерватории, один из основателей и директор ГИМН (1921-1931), руководитель акустической лаборатории при Московской консерватории. С 1933 по 1948 год занимался проблемами музыкального слухового восприятия, создал зонную теорию слуха, издал статья «Музыкальная акустика» (1954), который широко используется до настоящего времени.

В 1970-1990-е годы работы по акустике музыкальных инструментов продолжались в лаборатории музыкальной акустики в Московской консерватории, а также в акустической лаборатории при фабрике «Красный октябрь» в Ленинграде. В ней в разное время работали Н. А. Дьяконов, Б. Я. Турина, А. Н. Ривин, А. С. Галембо и др.


А вот сегодняшний статус профильной структуры Консерватории:
[link]
Научно-творческий центр электроакустической музыки
3аведующий:
Заслуженный деятель искусств РФ
Кефалиди Игорь Леонидович
(495) 629-12-26
Email
Научно-творческий центр электроакустической музыки, сокращённо ЦЭАМ (латинская аббревиатура — ceammc), образован в 2006 году. Центр имеет широкий спектр деятельности. Главные направления работы — исследования истории и теории электроакустической музыки во всем многообразии форм на основе отечественного и зарубежного опыта, а также подготовка книжных, учебных и методических пособий. Параллельно организуются лекции, мастер-классы, концерты и фестивальные мероприятия с участием отечественных и зарубежных композиторов, музыковедов и исполнителей. ЦЭАМ участвует в учебной деятельности консерватории, являясь познавательной базой по освоению новых музыкальных технологий, созданию и реализации проектов в области электроакустической музыки и мультимедиа.
...Положение о Научно-творческом центре электроакустической музыки (Скачать PDF)

Кроме того, в Консерватории работает библиотека, насчитывающая более 500 000 единиц хранения - представлена на том же сайте Консерватории.

На Форуме при этом о Консерватории ничего найти не удалось (может, плохо искал, конечно).

В связи с изложенным: может быть, имеет смысл туда обратиться от лица сообщества Sovietguitars (или у кого-то из форумчан там есть по жизни дружественные контакты) - тем более в связи с очередным грядущим NAMM Music Messe Moscow?



Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
woka, 09.08.2019, 07:52

В "Положении о библиотеке" ничего не сказано о предоставлении доступа людям со стороны, но каталог и как минимум часть оцифрованных изданий доступна без регистрации на сайте библиотеки [link]

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
StariyDed, 09.08.2019, 08:14

Цитата ...
это часть иллюстрации, где ТОНИКА видна во всей красе


Та ещё "краса"...
Фото - "художник", умудрился слепить это чудо в разных плоскостях... Было уже как то обсуждение этого снимка.

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 09.08.2019, 08:20

[link]
В.Я. Шебалин. Электромузыка
5 июня [1944 года] в Большом зале Московской государственной консерватории состоится концерт — показ новых электромузыкальных инструментов: «эмиритона» конструкции А. А. Иванова и А. В. Римского–Корсакова и «электары» конструкции А. А. Иванова.

Эти замечательные инструменты в начале января 1944 года были вывезены из Ленинграда руководителем лаборатории электромузы­кальных инструментов при Научно–исследовательском институте театра и музыки изобретателем А. А. Ивановым.

Электромузыкальный инструмент совершенно нового типа, в котором отсутствуют привычные для нас механические возбудители звука — колебания струн или воздушного столба, как в духовых инструментах. В нём звук создается чисто электрическим способом. Оказалось, что электрическим путем гораздо легче приблизить тембр звука к желаемому идеалу, чем достигнуть этого физиологическими усилиями исполнителя. У эмиритона совершенно оригинальный тембр, который может быть варьирован на каждом отдельном существующем инструменте и обогащён по вкусу исполнителя на каждом вновь построенном экземпляре. По ассоциации мы находим в эмиритоне сходство с некоторыми существующими струнными, деревянными и медными инструментами и даже с человеческим голосом. Однако эмиритон отнюдь не заменяет их.

На любом инструменте можно до некоторой степени пользоваться переложениями существующих музыкальных произведений. Эмиритон же, благодаря величине своего высотного диапазона (свыше шести октав), громадному диапазону силы звука и возможностям тембровых вариаций, допускает гораздо большие возможности для переложений существующей музыкальной литературы.

Тем не менее, он требует сочинения для себя специальной музыки. При развитии современной гармонии и оркестровки появление возможности писать квартетную музыку с варьированием самых разнообразных тембров и в наиболее выгодном диапазоне является огромным кладом для композитора. Исполнитель на эмиритоне играет на горизонтальном грифе восемью пальцами. Для извлечения звука не требуется никакого физического усилия. Непрерывность грифа (отсутствие темперации, клавиатуры) заставляет исполнителя заботиться об интонации и вибрации, как на смычковых инструментах, а это, в свою очередь, требует хорошего музыкального слуха.

Профессионал–музыкант, в особенности струнник, может обучиться игре на эмиритоне за очень короткий срок. Время, которое потребуется для овладения игрой на эмиритоне при обучении с детства, также значительно меньше, чем это необходимо для овладения смычковыми инструментами. Поэтому инструмент представляет огромный интерес и для развития музыкальной любительской практики.

Электара (или иначе электрогитара) — инструмент, принципиально отличный от эмиритона. Это электрифицированная испанская шестиструнная гитара без дек. Её электрификация (вернее адаптация) открывает массу возможностей для изменения тембра и атаки звука. Звуки становятся протяженными, певучими, иногда напоминают орган и даже отдельные духовые инструменты. Инструмент не требует специального обучения на нём; нужно привыкнуть к нотной педали, и на электаре может играть каждый гитарист.

Весной 1941 года по инициативе крупнейших музыкантов страны, при Ленинградской филармонии был создан Ансамбль электромузыкальных инструментов «Эмиритон».

Однако война помешала развернуть его работу. Теперь Московская государственная консерватория создала специальный класс электромузыки, где под руководством А. А. Иванова занимаются студенты и аспиранты консерватории.

Первый концерт, который состоится 5 июня, ставит своей задачей показать самые разнообразные возможности эмиритона и электары как сольных инструментов и в самых различных ансамблевых сочетаниях.

Будут показаны произведения различных жанров русских композиторов от Глинки до наших дней, а также Шуберта, Шопена, Массне, Баха и других.

Не следует забывать, что в современной Америке электророяли и электроорганы введены крупнейшими музыкантами (Л. Стоковский, А. Рубинштейн и др.) в концертную жизнь, а промышленность выпускает электроинструменты в масштабах, позволяющих использовать их в повседневной любительской практике.

Очень важно, чтобы электромузыка, детище русской изобретательской мысли, а тем более эмиритон, совершенно оригинальный инструмент, подобного которому нет на Западе, получила у нас широкое распространение и явилась серьёзным фактором проникновения высокой музыкальной культуры в быт.

[link]
Эмиритон. Журнал «Техника – молодёжи», №1, 1946 г.
Как следует из наименования файла, за клавиатурой Эмиритона - Иванов:



Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 09.08.2019, 08:23

StariyDed Цитата ...

Та ещё "краса"...
Фото - "художник", умудрился слепить это чудо в разных плоскостях... Было уже как то обсуждение этого снимка.


Ничего нового: индустрия красоты предполагала и предполагает применение косметических средств!

Главное, что до пластической хирургии не дело не дошло...

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 09.08.2019, 09:33

В более ранних постах от уважаемого Baza [link] показано, что Александр Антипович ИВАНОВ был не первым в СССР в создании электрогитары, его опередили, - однако именно Иванов реализовал проект в государственных рамках, включая описанное взаимодействие с Консерваторией...

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
mike, 09.08.2019, 15:22

"Длина ментузы 650 мм" это старое название мензуры?

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 09.08.2019, 15:41

Ну читаем, например, [link] и видим в одной и той же статье, что, с одной стороны, "мензура - это расстояние", а с другой "мензуру настраивают" как СВОЙСТВО инструмента, характеризуемое рядом параметров, один из которых - длина:
"К мензуре относят весь набор основных величин такого рода для данного типа инструментов, например, у струнных — длину, диаметр и натяжение струн",
"Для электрогитар с подвижным бриджем (нижним порожком) мензуру настраивают каждый раз при смене диаметра струн, обычно при помощи отвёртки, тюнера и шестигранного ключа."

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
EbenezerDorset, 09.08.2019, 15:53

Cdur, обратите внимание на оригинальный текст статьи в "Новых товарах". . . и станет понятен вопрос про "ментузу"
Не боги горшки обжигают. . .

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 09.08.2019, 16:03

Ну очепатки - это нормально, а вот "длина расстояния" выглядит нехорошей тавтологией...

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Gess, 09.08.2019, 16:23

"Непрерывность грифа (отсутствие темперации, клавиатуры) заставляет исполнителя заботиться об интонации и вибрации, как на смычковых инструментах, а это, в свою очередь, требует хорошего музыкального слуха."

вот отсутствие темперации - есть абсолютное зло!
ибо только эта пресловутая темперацыя и создает тот самый флёр звука присущий советским электрогитарам. особенно это акцентировано на эльтах и отчасти крунках

зы. в каталоге товаров мне понравился ножик со штопором
справа на фото
седня купил мерло экстремадура - штопора - нет!
музей! а штопора нет!
шуруп крепления грифа йолановский меня спас. и закатник...

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 09.08.2019, 16:36

Gess Цитата ...

"... штопора - нет!
музей! а штопора нет!
шуруп крепления грифа йолановский меня спас. и закатник...


А ежели протолкнуть внутрь, а потом струной вытащить? Консерватория же ж!

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Fish, 09.08.2019, 21:34

Gess,вас ис дас - "флёр звука"?
Как это звучит?)

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Gess, 10.08.2019, 03:40

Ну это такой художественный эпитет. Окрас звука такой. На тонике.
Ик

Re: Консерватория и акустическая экспертиза ТОНИКИ
Cdur, 06.11.2020, 08:54

Ещё про лабораторию Московской консерватории:
см.подпись к фото из статьи
Льва Кокина "История о том, как из электроизмерительного прибора родилась электромузыка" (журнал "Наука и жизнь", 1967 г., № 12):
[link]