Тайфун из Менгеша
roman66, 15.07.2020, 13:28





Этот небольшой, даже по европейским меркам ,городок известен в узких туристических кругах своими немногочисленными отелями.Номера в которых снимают преимущественно гурманы чистого предгорного воздуха.Есть здесь небольшой театр и полицейское управление.Налаженное в 40-х производство войлока и современный музыкальный торговый центр.В котором можно запросто огитариться ,и не только по последней китайской моде.Есть если не всё, то многое для размеряной ,провинциально спокойной жизни.Но.... В этом городе больше нет МЕЛОДИИ...Это Менгеш...Давно уже Словения.

Нет.Само здание,в котором раньше находилось кожевенное производство а ещё раньше тюрьма стоит на старом месте.Вот только гитарных струн там больше не слышно. После распада Югославии обанкротившуюся фирму выкупил за копейки один из рабочих.Кирил Бургар.Производство знаменитых в европе гармоней Мелодия удалось поставить на ноги.Гитары же,как и во многих других странах так и не состоявшегося социализма ,не смогли составить конкуренцию дешёвым азиатским инструментам .








Одна из гитар,построенных в югославском Менгеше перед Вами.Точнее Бас гитара.Ещё точнее Тайфун.Редкий гость на нашем Форуме.

Данный экземпляр был приобретён в 80-х годах недалеко от места своего рождения.В югославской Словении.Электрогитары Мелодия в противоположность своим загребским собратьям Музычка Наклада отличаются своей прозападной ориентированностью. Бас Тайфун не исключение. «Югославский Хёфнер»,по меткой характеристике одного из Гуру нашего движения Якова Соколова.Не секрет ,что в 70-е между Мелодией Менгеш и немецким Хёфнером были налажены достаточно дружественные отношения.На Тайфуне как и на многих электрогитарах того времени монтировались датчики Schaller и немецкие колки.Но..... Обо всем по порядку. Итак:

Антабка обыкновенная ,семейства ремнешурупочных.Вполне себе европейской наружности.Никаких вам секретов,японских юбочек или чехословатских отвёрток. Все просто и функционально.Некоторые музыканты находят верхнюю антабку «подбрюшного» монтажа не совсем удобной для зацепа.Это дело вкуса.





Струнозацеп или держатель.Оригинальная подвижная конструкция состоящая из двух частей.Собственно держателя и нижней,закреплённой на корпусе платформы ,соединённых между собой двумя осевыми шарнирами.






Бридж фиксированый и регулируемый по высоте.Без всяких подставок .Напоминающий польский Defil в дугообразном состоянии.На копусе видны следы коррекции .Последствие плановой экономики.Сроки,темпы,премии.Ничего нового.












Пикгард выполнен в музимовских традициях из крашеного плекса . Толщины в четыре мм. вполне достаточно,чтобы при монтаже не свернуть шею угловым крепёжным отверстиям в отличии от музимовского двух мм. собрата.








Темброблок оригинальностью не поражает.Всё те же три потенциометра с парой конденсаторов и трёх позиционный переключатель типа "тумблер"











На одном из конденсаторов отчетливо виден логотип ISKRA. Компания Искра была основана так же как и Млодия Менгеш в 1946-м году. На базе скромной фабрики в Словенском городе Крань, бывшего дочернего предприятия Luftfahrtgerätewerk, Берлин.
Сначала это скромные конденсаторы и генераторы малой мощности.
С 60-х компания производит уже серьёзные электроприборы и радиодетали.В том числе электромоторы и радиолампы.
В 1970 - х годах, Искра превратилась в крупнейшее югославское объединение по производству электромеханического оборудования , электроники и автоматики .
К 1987-му это уже 35 000 сотрудников,26 направлений деятельности . Продукция экспортируется в 78 стран,не только в европе но и далеко за её пределами.
В начале 90-х логотип Искры стоял на всех электроприборах страны.
После распада Югославии адрес компании не изменился.Любляня,Словения.Но это уже другая Искра и другая история...

На выставке в Любляне





Мечта любого школьника 70-х





Продолжая обзор Тайфуна хочется отметить ручки потенциометров при виде которых сразу вспоминается советская молодость с магнитолами и громоздкими телевизорами.Довольно хитрое решение.Фиксаторы скрыты под резиновым кольцом.Не разобравшись можно очень долго и упорно пытаться всё это отделить.






Сами потенциометры легко поддаются демонтажу и очистке.Не то что их тесловские коллеги.








Радует и большая и удобная анкерная гайка. Регулировка анкера труда не представляет. О чем свидетельствуют не развороченные под монтировку отверстия.







Гриф классический,кленово-палисандровый (насколько я в теме) с оригинальной бубновой разметкой .Нулевой лад присутствует.Порожек врезанный костяной.Популярный в настоящее время у тех самых азиатов.Украшением грифа является солидная голова аж с двумя рейтенерами ,выполненная в мебельном стиле.Либо по последней на тот период западной моде либо с намёком на превосходную и дефицитную югославскую мебель. Логотип всё еще читается .











Колки made in West Germany простые и надёжные,со съёмными лопостями.










Если древесина грифа определена мной приблизительно ,то корпус Тайфуна удивил знакомым розоватым оттенком в местах фрезеровки. Дабы исключить минимальные сомнения удалил краску на небольшом участке в кармане .Так и есть.Бук.Почему удивил?Инструмент достаточно лёгкий.А бук ассоциируется у меня с польским Defil Luna.На котором можно было играть или сидя или с подставкой-рогатиной.








И наконец весьма запутаная история.Это серийный номер.Судя по тому что удалось рассмотреть на пятке, этот бас второй сотни .А точнее 187.Если это вообще номер,а не следы неудачной реставрации.Прежний хозяин сообщил что приобрёл этот бас в одном из сетевых центров Меркур в Словении в конце 80-х.И если Тайфун строился с 70-х годов,следовательно,что инструмент из второго десятка (предположительно) долго не мог найти своего первого владельца.Но.. если пристегнуть к выбитым не совсем аккуратно трём цифрам и четвёртую загогулину скромно стоящую в сторонке,получается вторая тысяча.А это уже выглядит вполне реально.







По ремонту и реставрации можно сказать определённо что инструмент переделке и внутреннему вмешательству не подвергался.Не считая замененного колка и устаканенного уже мною бриджа.Однако при очистке корпуса полировочной пастой обнаружились незначительные наслоения чужеродной краски,наносимой скорее всего путём крапления на предмет находившийся в непосредственной близости. А точнее и проще говоря бас «держал свечку» при перекрасе.Ну и ему досталось.Хорошо что всё успешно удалилось.
Хорошо вообше всё то, что......... у тебя в коллекции.Югославская «сладкая парочка» теперь есть.Главное не останавливаться на достигнутом.Впереди румыны,поляки ,венгры.Да мало ли что..Удачи всем нам!



Re: Тайфун из Менгеша
woka, 15.07.2020, 13:44

Спасибо. Подключали уже?

Re: Тайфун из Менгеша
roman66, 15.07.2020, 13:47

Всё работает как часы. Пробовал с плосконавитыми струнами, шансов нет.

Re: Тайфун из Менгеша
Nik, 15.07.2020, 13:50

Роман,классный бас и классный отчет!Мои поздравления!
Исторические факты и стиль изложения внушают.

Re: Тайфун из Менгеша
roman66, 15.07.2020, 14:43

Спасибо, всё для Вас.

Re: Тайфун из Менгеша
wolf, 15.07.2020, 15:49

Конструкция ручек, похожа на Музимовские, Этерна например. Отлично!

Re: Тайфун из Менгеша
KotLeopold, 15.07.2020, 15:49

Спасибо за основательный обзор!
Как же всё-таки любили бук социалистические гитаростроители!
Интересно, из цельного куска дека или составная.

roman66 Цитата ...

Пробовал с плосконавитыми струнами, шансов нет.

Опишите, пожалуйста, подробнее его звучание, вообще, какое впечатление от игры бас оставил?

Re: Тайфун из Менгеша
Skyworker79, 15.07.2020, 16:00

Роман,спасибо за статью! Колки Shaller, кстати

Re: Тайфун из Менгеша
KotLeopold, 15.07.2020, 16:02

Вот тут есть саундчек: [link]

Re: Тайфун из Менгеша
roman66, 15.07.2020, 16:03

Удобный для игры инструмент Дека цельная. Мензура короткая.Отстроить внятно пока не удалось.Плывёт.Пробовал менять струны .Бридж не оригинал .Но скорее всего югославский. Продавец так и не смог с бриджем разобраться.В общем, бридж старый но новый.По звуку близко к советским.Настоящий низ на нековом,высокие на бриджевом и вместе качественный слэп.Я вообще-то не басист.Но басы лучше Тайфуна среди чехов мне не поподались.

Re: Тайфун из Менгеша
KotLeopold, 15.07.2020, 16:09

Спасибо!
По саундчеку (ссылка выше) звук мне тоже показался интересным, особенно низ. Что-то в нём есть.

Re: Тайфун из Менгеша
BrotherBlues, 15.07.2020, 16:26

Здорово! Спасибо!
Бридж, кстати, похож и на наш урал-басовый.

Re: Тайфун из Менгеша
swin, 15.07.2020, 18:13

Роман, спасибо!

Re: Тайфун из Менгеша
roman66, 15.07.2020, 18:52

Всегда пожалуйста .И сразу вопрос.Есть на ютубе такой бас но,с другими колками и логотипом.Скорее поздний.Логотип слишком замудрёный.Как думаете?





А ещё бридж косит?Или это обман зрения?А я его ровнёхонько заколхозил.

Re: Тайфун из Менгеша
KotLeopold, 16.07.2020, 04:01

roman66 Цитата ...

А ещё бридж косит?Или это обман зрения?А я его ровнёхонько заколхозил.

На фото - явно под углом стоит.
В принципе, по мензуре примерно так и получается - для более толстых струн сёдла обычно чуть дальше, чем для тонких.
Но влядываюсь в бридж на саундчеке ( [link] ) - мне кажется, что там он прямо стоит, как у вас.

Вообще, как то странно, что болты бриджа непосредственго в деревяху входят. Такое ощущение, что чего то здесь не хватает.
Возможно, по этой причине и сколы лака рядом с болтами, поскольку всякие напряжения в данном случае неизбежны.


Re: Тайфун из Менгеша
Necrolust, 16.07.2020, 08:30

Красивый и необычный инструмент. Не понял, он маломензурный?

Re: Тайфун из Менгеша
roman66, 16.07.2020, 08:39

Да. 762мм. А рядом с бриджем это не сколы а старые отверстия под бридж. Я корректировал мензуру которая была аж 770 и криво по отношению к центральной оси.