КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 05.11.2020, 23:57

КБ ЭМИ однажды фигурировало на Форуме 09.06.2017 г. в теме под названием "1947г. , Ленинград", посвященной разработанной в этом КБ электробалалайке 1947 года:
[link]




В теме отмечено:
"экспонат выставки "Балалайка - русский детектив" в СПб музее театрального и музыкального искусства
кроме того, что это сделано на ф-ке Луначарского, ничего вразумительного не сказали".


Некоторая информация о КБ ЭМИ оказалась все же доступна:
[link]






"Северная Правда" просто перепечатала заметку из "Вечерней Москвы", вышедшую за 5 дней до этого:
[link]
Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1944, № 199 (6256), 22 августа, с.3




Объявление в "Вечерней Москве" об этом выступлении с эмиритоном и электарой в начале июня 1944 г.:
[link]






В "Известиях" был дан ещё более развернутый анонс:
[link]
Известия Советов депутатов трудящихся СССР, [газета], 1944, № 131 (8433), 3 июня, с.3





(текстовая версия этого анонса доступна ниже)

Сразу после концерта-показа "Правда" писала:
[link]






"Комсомолка" в стороне тоже не осталась:
[link]





...как и "Вечёрка":
[link]






Электрогитара была сделана Ивановым уже к 1934 году, как следует из статьи в "Вечерней Москве":
[link]
Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1934, № 109 (3138), 14 мая, с.3






...и в журнале "Рабис" - причем именно как "первая советская модель электрогитары", разработанная НИИ музыкальных инструментов:
[link]
"Рабис" (№ 7), 01.07.1934, с.49



13 декабря 1935 г. адаптеризированная гитара была показана, среди других электроинструментов, в Большом зале Московской консерватории:
[link]
"Вечерняя Москва", 1935, № 286 (3615), 14 декабря, с.3







"Электара" также упоминалась на Форуме:
[link]
[link]
В.Я. Шебалин. Электромузыка
5 июня [1944 года] в Большом зале Московской государственной консерватории состоится концерт — показ новых электромузыкальных инструментов: «эмиритона» конструкции А. А. Иванова и А. В. Римского–Корсакова и «электары» конструкции А. А. Иванова.

Эти замечательные инструменты в начале января 1944 года были вывезены из Ленинграда руководителем лаборатории электромузы­кальных инструментов при Научно–исследовательском институте театра и музыки изобретателем А. А. Ивановым.

Электромузыкальный инструмент совершенно нового типа, в котором отсутствуют привычные для нас механические возбудители звука — колебания струн или воздушного столба, как в духовых инструментах. В нём звук создается чисто электрическим способом. Оказалось, что электрическим путем гораздо легче приблизить тембр звука к желаемому идеалу, чем достигнуть этого физиологическими усилиями исполнителя. У эмиритона совершенно оригинальный тембр, который может быть варьирован на каждом отдельном существующем инструменте и обогащён по вкусу исполнителя на каждом вновь построенном экземпляре. По ассоциации мы находим в эмиритоне сходство с некоторыми существующими струнными, деревянными и медными инструментами и даже с человеческим голосом. Однако эмиритон отнюдь не заменяет их.

На любом инструменте можно до некоторой степени пользоваться переложениями существующих музыкальных произведений. Эмиритон же, благодаря величине своего высотного диапазона (свыше шести октав), громадному диапазону силы звука и возможностям тембровых вариаций, допускает гораздо большие возможности для переложений существующей музыкальной литературы.

Тем не менее, он требует сочинения для себя специальной музыки. При развитии современной гармонии и оркестровки появление возможности писать квартетную музыку с варьированием самых разнообразных тембров и в наиболее выгодном диапазоне является огромным кладом для композитора. Исполнитель на эмиритоне играет на горизонтальном грифе восемью пальцами. Для извлечения звука не требуется никакого физического усилия. Непрерывность грифа (отсутствие темперации, клавиатуры) заставляет исполнителя заботиться об интонации и вибрации, как на смычковых инструментах, а это, в свою очередь, требует хорошего музыкального слуха.

Профессионал–музыкант, в особенности струнник, может обучиться игре на эмиритоне за очень короткий срок. Время, которое потребуется для овладения игрой на эмиритоне при обучении с детства, также значительно меньше, чем это необходимо для овладения смычковыми инструментами. Поэтому инструмент представляет огромный интерес и для развития музыкальной любительской практики.

Электара (или иначе электрогитара) — инструмент, принципиально отличный от эмиритона. Это электрифицированная испанская шестиструнная гитара без дек. Её электрификация (вернее адаптация) открывает массу возможностей для изменения тембра и атаки звука. Звуки становятся протяженными, певучими, иногда напоминают орган и даже отдельные духовые инструменты. Инструмент не требует специального обучения на нём; нужно привыкнуть к нотной педали, и на электаре может играть каждый гитарист.

Весной 1941 года по инициативе крупнейших музыкантов страны, при Ленинградской филармонии был создан Ансамбль электромузыкальных инструментов «Эмиритон».

Однако война помешала развернуть его работу. Теперь Московская государственная консерватория создала специальный класс электромузыки, где под руководством А. А. Иванова занимаются студенты и аспиранты консерватории.

Первый концерт, который состоится 5 июня, ставит своей задачей показать самые разнообразные возможности эмиритона и электары как сольных инструментов и в самых различных ансамблевых сочетаниях.

Будут показаны произведения различных жанров русских композиторов от Глинки до наших дней, а также Шуберта, Шопена, Массне, Баха и других.

Не следует забывать, что в современной Америке электророяли и электроорганы введены крупнейшими музыкантами (Л. Стоковский, А. Рубинштейн и др.) в концертную жизнь, а промышленность выпускает электроинструменты в масштабах, позволяющих использовать их в повседневной любительской практике.

Очень важно, чтобы электромузыка, детище русской изобретательской мысли, а тем более эмиритон, совершенно оригинальный инструмент, подобного которому нет на Западе, получила у нас широкое распространение и явилась серьёзным фактором проникновения высокой музыкальной культуры в быт.

Кроме электробалалайке и "электары", имеется упоминание о разработанной вместе с ними электродомре:
[link]

НОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
«Смена», №13, 1949 год

...Можно смело сказать, что обучение игре на электрических инструментах легче, чем на струнных или духовых. Уже имеются высококвалифицированные исполнители – солисты – на различных электроинструментах, выступающие с концертами по Советскому Союзу. В Московской филармонии работает квартет, а в Ленинграде даже целый оркестр электрических музыкальных инструментов, исполняющий классические и современные музыкальные произведения. Советские композиторы С. Василенко, Л. Книппер, Н. Крюков и другие пишут специальные произведения для электроинструментов и вводят их в состав симфонических и эстрадных оркестров.

В настоящее время в Советском Союзе разработаны два основных вида электроинструментов. В одном из них – эмиритонах, электроорганах, терменвоксах, «В-7» – звук получается чисто электрическим способом. В другом, так называемом «адаптеризованном» способе, звук струнного или духового инструмента воспринимается и преобразуется специальным аппаратом, придающим ему другие музыкальные качества. По этому принципу создана электрическая гитара, так называемая «электара», электродомра, электросвирель и другие...


Имеется и более современная публикация с упоминанием фактов о КБ ЭМИ:
[link]
Н. А. Римский-Корсаков
и его наследие
в исторической
перспективе.

Материалы международной
музыковедческой конференции
19–22 марта 2010 года
Санкт-Петербург. 2010

В. В. Кошелев
"Эмиритон: феномен, история, проблемы и перспективы изучения"
, с.43-65

с.46-47: ...Первый экземпляр первой модели эмиритона был изготовлен в 1935 г. в электро-
акустической лаборатории НИИМП. В 1936 г. появилась вторая модель, но уже без уча-
стия А. В. Римского-Корсакова: ее изготовил на собственные средства А. А. Иванов [13].
Разработку третьей модели инструмента в течение 1937 г. субсидировала «автономная
научно-техническая секция Союза советских композиторов».
К 1941 г. (по некоторым
данным — к 1940 г.) были завершены работы над четвертой и пятой моделями. Они
велись в музыкальном институте при Ленинградской консерватории, а затем в нии
театра и музыки.
В результате успешных экспериментов с пятой моделью в Ленинграде в 1944 г.
было открыто «Конструкторское бюро электромузыкальных инструментов комитета по
делам искусств при СНК СССР»
[14]. В КБ ЭМИ появились модели № 6, 7 и 7-бис. Выпуск
серии в 12 (возможно, более) эмиритонов модели № 7 датируется 1947 г.
К сожалению, КБ ЭМИ в 1949 г. ликвидировали по личному распоряжению И. В. Сталина (!), а имевшиеся 10 эмиритонов уничтожили в «НИИ звукозаписи в Москве».
А. А. Иванов остался без постоянного места работы. несмотря на это он продолжал работать над усовершенствованием инструмента, и в 1951 г. появилась его восьмая модель. ...
[14] КБ располагалось по адресу: пл. Воровского, д. 5 (ныне Исаакиевская пл., д. 5, где в 1940—2000 гг.
располагался Музей музыкальных инструментов
; в настоящее время там РИИИ).

...Инструменты были переданы музею по акту от 21 марта 1949 г. из КБ ЭМИ в связи
с ликвидацией последнего
. Предполагаю, что передачу эмиритонов в музей (КБ и Музей располагались в соседних помещениях одного и того же дома) во имя их спасения
дальновидно организовал А. А. Иванов.
...
Итак, эмиритон серийно не выпускался. он существовал, предполагаю, в количестве около 20 экземпляров. из них 10 экземпляров были уничтожены (см. выше); один
А. А. Иванов сохранил для себя (до наших дней не дошел); два были переданы Музею музыкальных инструментов. о последнем факте сохранились документальные свиде-
тельства в музее: ... [19]

[19] Архив коллекции музыкальных инструментов СПб ГМТиМИ. Государственный Эрмитаж. Инвентарная книга отдела истории музыкальной культуры и техники. т. 2.

...надпись на казенной бирке говорит, вероятно, о том, что
данный эмиритон в составе всего числившегося за КБ имущества (или всех иных инструментов КБ) имел инвентарный номер 717 в 1946 г.

Приложение 1
Ю. В. Сергеева
Пасынок Министерства Культуры. Снова об эмиритоне

Здесь приводится полный вариант статьи Ю. В. Сергеевой, опубликованной в сокращенном виде в 1957 г.
...В 1944 г., в результате одного из просмотров эмиритона, было образовано Конструкторское бюро электромузыкальных инструментов Комитета по делам искусств при
СНК СССР. В этом бюро разрабатывались три последующие модели эмиритона (№ 6, 7
и 7-бис). На базе моделей № 7 в 1947 г. был образован оркестр из двенадцати инструментов под художественным руководством В. Я. Шебалина, который с успехом выступал с симфоническими произведениями на специальных концертах в Москве.
Надо сказать, что музыкальная общественность еще в довоенные годы очень высоко оценивала изобретение А. А. Иванова и А. В. Римского-Корсакова. В 1944 г. видные
деятели советской музыкальной культуры Б. В. Асафьев, В. Я. Шебалин, К. Г. Мострас,
Д. Д. Шостакович снова дали очень высокую оценку эмиритону. Эту оценку поддерживал и Комитет по делам искусств.
Тем не менее, в 1949 г. совершенно неожиданно Конструкторское бюро электро-
музыкальных инструментов было ликвидировано, а имевшиеся эмиритоны модели
№ 7 уничтожены в НИИ звукозаписи в Москве. Да, да — именно УНИЧТОЖЕНЫ, уничтожены готовые инструменты, на которые были затрачены государственные средства,
творческие силы, ум и талант нескольких людей."...


Упомянутая в тексте "Автономная научно-техническая секция при ССК (сокр. АНТЕС)— предметная структура в Союзе советских композиторов (ССК), в ведении которой находились научные изыскания в области музыкальной акустики, электромузыки, графического звука и т. п." - отмечалось в журнале "История гитары в лицах", 2019, #2 - [ссылка с добавленным пробелом] http://www. abc-guitars.com/magazine/2019/IGvL_2(24)_2019_min.pdf в статье, посвященной визиту в СССР всемирно известного гитариста Андрэ Сеговии, в ходе которого, как писало издание "Советская музыка" ( 1936. – № 7, с. 70-71):




О работах Корсунского в области электрогитаростроения хорошо помнили ещё и в 1979 г.:
[link]
...Большая заслуга в деле пропаганды и популяризации электромузыкальных инструментов принадлежит авторам Б.Г.Корсунскому и И.Д.Симонову.
(из предисловия к книге Медведовский Д.С., Гузевич О.Н. Электромузыкальные щипковые инструменты. — Л.:Энергия, Ленингр. отд-ние, 1979. — 128 с., ил. —(Массовая радиобиблиотека; Вып.997)

В общем, если у кого окажется доступ в архив Эрмитажа, то можно будет попытаться поисследовать хранящейся там архивные данные по КБ ЭМИ более подробно и пристрастно, - не только на тему эмиритона, но и бездековой "электары" и ее узлов - в частности, "нотной педали"...

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Nik, 06.11.2020, 12:39

Интересно!

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Skyworker79, 06.11.2020, 16:17

Спасибо, Илья за интересное исследование! Вот о Эмиритоне [link]

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
swin, 06.11.2020, 17:19

блин, шикарно.

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Viktorvasf23, 06.11.2020, 22:38

вау...это шикарно

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
woka, 07.11.2020, 10:23

Спасибо.

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 22.10.2022, 15:54

Про упомянутый на данной странице НИИМП, а также в продолжение цитаты из темы [link] :

[quote]
Chapt Цитата ...

... период с 1932 по 1935 год в лаборатории струнных музыкальных инструментов НИИ музыкальной промышленности, организованном по инициативе академика Н. Н. Андреева.

НИИМП! наверняка их деятельность сохранилась в архивах. Если они действительно придумали полноценную электрогитару в 1930х, то должно быть эти свидетельства возможно найти!


Я уже искал. От него сохранился только архив партийной организации НИИ [link]
[/quote1666453654]

нижеприведенная статья скачана с [link]






И ещё:
"Музыкальная академия"
Издается с 1933 года
Выпуск № 8 │ 1939 (71)

Хроника




Подробнее об этом ансамбле электромузыкальных инструментов:
[link]
"Вечерняя Москва", 1939, № 145 (4674), 27 июня, с.3



Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 22.10.2022, 16:04

О вышеупомянутой электрогитаре А.А.Иванова 1935 г. - ее изображение из темы [link]

Skyworker79 Цитата ...

...1935 год-первая электрогитара!Да еще какая!











Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 08:39

Если в процитированной выше публикаци "Известий" от 03 июня 1944 г., В.Я.Шебалин отмечал, что "Теперь Московская государственная консерватория создала специальный класс электромузыки, где под руководством А. А. Иванова занимаются студенты и аспиранты консерватории",
то в несколько более поздней статье того же автора было дополнительно сообщено, что А.А.Иванов не только преподавал, но ещё и руководил изготовлением необходимых для этого электромузыкальных инструментов на московских фабриках (держим в памяти: война ещё далеко не закончилась, речь идёт о событиях лета-осени 1944 года):
[link] - "Литература и искусство", [еженедельная газета], 1944, № 40 (144), 30 сентября, с.2:







Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 08:42

Нашлось и фото А.А.Иванова с его "электарой", опубликованное тем же летом 1944 года:
[link]
Литература и искусство, [еженедельная газета], 1944, № 24 (128), 10 июня, с.4





Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
priymakpg, 26.10.2022, 12:16

Серьёзная работа, Илья.

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
EbenezerDorset, 26.10.2022, 14:18

Ну, Илья, "вы, блин, даëте! " ©
Зело весомый довесок к общей истории...

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 16:10

EbenezerDorset Цитата ...

Ну, Илья, "вы, блин, даëте! " ©
Зело весомый довесок к общей истории...


Отрадно другое - то, что в этот сложный момент нас не бросают НАИБОЛЕЕ ПРОФИЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, - наоборот, заботятся о поддержке скромных усилий. Именно благодаря этой, не побоимся этого слова ОТЕЧЕСКОЙ заботе возникла возможность предложить вниманию достопочтенный публики следующее фото экспоната из Музея театрального искусства, на котором изображена родная сестра гитары Иванова, с которой он на фото из "Литературы и Искусства", изготовленная тем же Конструкторским бюро электромузыкальных инструментов около 1947 года:




Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
EbenezerDorset, 26.10.2022, 17:08

Ямаха сайлент гитар... С разницей более чем в полвека...
Конечно же я утрирую..., но не то, чтобы слишком...

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Skyworker79, 26.10.2022, 19:39

Отличная работа,Илья!

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 20:24

А.А.Иванов был, оказывается, не только изобретателем, конструктором, исполнителем и преподавателем, но ещё и композитором:
[link]
...Музыку для эмиритона писали его изобретатель А. А. Иванов и исполнитель-эмиритонист М. Лазарев. ...

[link]
Александр Иванов и Дмитрий Шостакович у «Эмиритона

«Эмиритон» — образцовый представитель ранних электронных инструментов, создававшихся в Советском Союзе. Все они были микротоновые — на них играли с помощью грифа, своеобразного «тачпада», который позволяет играть не по ступеням звукоряда, а в абсолютно свободной интонации. На «Эмиритоне», например, можно было играть даже кулаком. Идеи, реализованные в электронных инструментах 1930-х годов, сильно перекликаются с тем, что прямо сегодня происходит в технологии компьютерной музыки и особенно — в области создания новых музыкальных контроллеров

[link]
Название инструмента расшифровывается следующим образом: Э[лектрический]м[узыкальный]и[нструмент]р[имского]и[ванова]тон[традиционное для названия инструмента окончание].


Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 20:37

Патент А.А.Иванова не на инструмент как таковой, - но по части схемы [встроенного?] усилителя - может быть, кто-нибудь сведущий в электротехнике прокомментирует оригинальность и актуальность данной идеи?
[link]






Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 20:42

А это - вибрато, реализованное через шевелящуюся заслонку динамика:






Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 26.10.2022, 20:46

И если кто дойдет до Российской государственной библиотеки:
[link]
Иванов, Александр Антипович.
Советский электрический музыкальный инструмент эмиритон (мелодин) [Текст] : Стенограмма публичной лекции ... / Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. - Москва : Знание, 1953. - 32 с. : ил.; 22 см.

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 27.10.2022, 08:41

EbenezerDorset Цитата ...

Ямаха сайлент гитар... С разницей более чем в полвека...
Конечно же я утрирую..., но не то, чтобы слишком...


Сравнение звука "электары" А.А.Иванова со звуком Ямахи Сайлент гитары, насколько мне известно, не проводилось - по крайней мере пока, - но как знать, как дальше дело пойдет, если ОТЕЧЕСКИ поддерживающие нас НАИБОЛЕЕ ПРОФИЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ возьмут и вдохновятся на такое сравнение, - кому, в самом деле, как не им...

А вот сравнение со звуковыми возможностями электрифицированной гавайской гитары, на которой, как выясняется, уже к 1941 году играл небезызвестный Джон ДАНКЕР (и где только взял такую в те времена? - хотя, утверждается, что в СССР к тому моменту у исполнителей присутствовало "большое число образцов электрогитар"), опубликовано таки было - и явно в пользу "электары" А.А.Иванова:
[link]
"Музыкальная академия", Выпуск № 5 │ 1941 (90), с.60-69
А. Римский-Корсаков
"Электромузыкальные инструменты" [там в статье ещё про эмиритон много написано, в том числе про квартет эмиритонов]







Надо полагать, звуковые возможности электрогитары А.А.Иванова к 1941 году заметно превосходили звук адаптеризованной гитары Корсунского, на которой 17 мая 1936 г. в Москве дали поиграть Андре СЕГОВИИ:
[link]
"Музыкальная академия", выпуск № 7 │ 1936 (36), с.71
Борис Тиц
"Андре Сеговия"




(дата игры А.Сеговии на электрогитаре Корсунского именно 17 мая 1936 г. указана в выпуске журнала "История гитары в лицах", #2 за 2019 г. [link](24)_2019.pdf, там же указано:
Корсунский Саул Григорьевич (род. 1901) — специалист в области музыкальной акустики, педагог. Кандидат искусствоведения (1946).
В 1930 г. окончил Московскую консерваторию по специальности «музыкальная акустика». В 1930-40х гг. научный сотрудник ГИМНа
(Государственного института музыкальной науки), затем Научно-исследовательского музыкального института (НИМИ) при Московской
консерватории. Автор ряда изобретений, образцов электромузыкальных приборов и инструментов. В 1950-61 гг. научный сотрудниик
НИИ звукозаписи и радиовещания. Автор работ по вопросам музыкальной акустики и инструментоведения (в т. ч. книг: «Музыкальная
акустика», «Электромузыкальные инструменты», в соавт.)

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
EbenezerDorset, 27.10.2022, 10:20



Наше вИдение Лесли?... "Идеи носятся в воздухе..." © ? И по времени точно совпадает. Заявка на отечественный патент и начало выпуска агрегатов от Дональда Лесли - 1941 год.

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
EbenezerDorset, 27.10.2022, 10:34



Эх, хоть одну бы картиночку... "А ведь они есть... " ©
[link]

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 27.10.2022, 18:37

Если А.В.Римский-Корсаков в 1941 г. упоминал в своей статье о квартете эмиритонов и некоторых дальнейших перспективах, то в 1948 г. дело дошло до того, что А.А.Иванов в Ленинграде руководил ансамблем из 10 эмиритонов, развитие которого находилось под надзором директора Московской консерватории В.Я.Шебалина, приезжавшего специально для этого в Ленинград и бывавшего гостем в доме А.А.Иванова, - как следует из сборника воспоминаний
[link]







Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 27.10.2022, 20:30

В 1960 г. А.А.Иванов ещё был активен: 18 декабря 1960 г. он играл концерт в Вологодской филармонии
[link]







Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 27.10.2022, 20:49

[link]
ИВАНОВ АЛЕКСАНДР АНТИПОВИЧ Родился
в 1907 в Петербурге. Изобретатель электромузыкальных инструментов

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 27.10.2022, 21:23

Про эмиритон подробно. Здесь приведем только предисловие и 3 иллюстрации:
[link]






Предисловие

Брошюра конструктора электромузыкального инструмента А. А. Иванова несомненно будет способствовать делу пропаганды советских достижений в области новой технической базы музыкального искусства и ознакомления широких трудящихся масс, любящих музыку, с новым отечественным музыкальным инструментом.

Богатство тембров, выразительный красивый звук, большие технические возможности — все это говорит за то, что эмиритон — выдающееся изобретение.

Появление эмиритонов в оркестре значительно украсит оркестровую звучность. Эмиритон с успехом может быть и сольным инструментом, при условии овладения техникой игры на нем. Дуэты, трио, квартеты и т. п., состоящие из эмиритонов, звучат превосходно.

Эмиритон является наиболее доступным средством распространения высокой музыкальной культуры среди широких слоев нашего народа. Поэтому его значение для художественной самодеятельности весьма велико.

Появление эмиритона в нашей музыкальной практике несомненно принесет большую пользу нашему искусству.

Д. Шостакович
________________
"Модель № 8 эмиритона образца 1950 года прошла длительные эксплуатационные испытания и предназначена к серийному промышленному производству. Образец этой модели существует пока в одном экземпляре."
________________
Эмиритон использовался при записи звуковой дорожки мультфильма "Цветик-Семицветик" 1948 г.

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Baza, 28.10.2022, 06:14

Где то у меня его фото были живьём, вместе с усилительным блоком

Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 31.10.2022, 15:46

[quote]


Эх, хоть одну бы картиночку... "А ведь они есть... " ©
[link]
[/quote1667232633]

Ну, пока что только так:
[link]
Ансамбль электромузыкальных инструментов во время выступления. Пятеро мужчин играют на виолене, терменвоксе, гавайской гитаре и электроинструменте «Ними». Фотохроника ТАСС. 1939 г.




Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Cdur, 01.03.2023, 09:39

[quote]
...сравнение со звуковыми возможностями электрифицированной гавайской гитары, на которой, как выясняется, уже к 1941 году играл небезызвестный Джон ДАНКЕР (и где только взял такую в те времена? - хотя, утверждается, что в СССР к тому моменту у исполнителей присутствовало "большое число образцов электрогитар"), опубликовано таки было - и явно в пользу "электары" А.А.Иванова:
[link]
"Музыкальная академия", Выпуск № 5 │ 1941 (90), с.60-69
А. Римский-Корсаков
"Электромузыкальные инструменты" [там в статье ещё про эмиритон много написано, в том числе про квартет эмиритонов]







...[/quote1677663120]

В том же 1941 году звук электрогитары А.А.Иванова, обозначенный в вышеприведенной заметке как "органный",
был упомянут и центральной "Правдой":
"Электрогитара А.А.Иванова представляет большой интерес для эстрады. Автор имитировал на ней эксцентрический джаз и одновременно - фисгармонию и аккордеон"
[link], страница 6:






Re: КБ ЭМИ (Электромузыкальных инструментов), 1944-1949, Ленинград
Nik, 01.03.2023, 11:55

Во как еще было! А мы все про ВИА...