Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
fremontine, 21.03.2022, 22:15

(надеюсь, что текст и картинки будут отображаться корректно)

В далеком для меня 2004 году я впервые в жизни взял в руки электрогитару. Друг нашел ее у кого-то в сарае и получил как вознаграждение за помощь в вывозе мусора из этого же сарая. Вместе с хламом и она должна была отправиться на свалку, но не тут-то было.
И вот она лежит перед нами на полу, а мы с изумлением рассматриваем то, что от нее осталось: треснувшая вдоль дека, какая-то непонятная латунная гайка в грифе, пустые остовы «девятирублевых» звукоснимателей и надписи… на грифе, на некплейте, на корпусе. На этом изящной формы корпусе было размашисто белой краской выведено незнакомое нам ранее слово: Элгава.
Не нужно было иметь семи пядей во лбу чтобы, сопоставив увиденное и прочитанное, прийти к перечисленным умозаключениям. Первое: в таком состоянии на этой гитаре невозможно делать «вжик-вжик». Второе: в СССР выпускали электрогитару. Одну. Интернета у меня тогда не было и слово «гугл» для меня обозначало только очки для плавания.
Ох, как я тогда кусал локти! Ведь она буквально околдовала меня в тот вечер. В этой пыльной и потрескавшейся от долгих лет хранения в сарае гитаре скрывалась душа молодой и ветреной кокетки. Тогда я подумал, что было бы неплохо попробовать ее привести в порядок, вернуть былой шарм. Однако выпросить или выменять гитару в тот день мне не удалось. Как и на следующий.
«Элгава» продолжила жить у нового владельца. Не без моего вмешательства была доведена до состояния, в котором могла делать ранее упомянутый и преславутый «вжик-вжик» (благодаря прилепленному к ней датчику, выпущенному ПО «Магнетон»). Через пару-тройку лет в запущенном состоянии она все же попала в мои руки, но в то время я купил себе китайскую электруху, так что мне было уже не до «Элгавы». После неудавшейся попытки в 2009 году ее «отреставрировать», я просто выбросил изуродованные останки на свалку. О чем до сих пор жалею.




К слову, именно тогда я впервые попал на этот сайт и увидел то, как этот инструмент должен был выглядеть – мне попалась статья http://sovietguitars.com/e107_plugins/content/content.php?content.80 с фотографиями электрогитары «Элгавы-В» с зеленым пикгардом от человека под ником Басист кайф.


Уже в 2018 году (с последующей переделкой в 2022) желание заполучить эту электрогитару вылилось в изготовление первого моего инструмента, который был попыткой довольно приблизительно повторить непревзойденный оригинал, но и он не смог дать мне то, что я искал.

Нужна была именно настоящая «Элгава» и более того, необходим был недостающий процесс «реставрации» для полноты ощущений.
И вот мне подвернулся подходящий экземпляр. Кто-то из Воронежа выложил в официальном представительстве данного сайта в одной социальной сети пост о продаже очень отпионеренной «Элгавы». Минус 1000 рублей и через неделю она была у меня.





В тот же вечер после окончания рабочего дня я с энтузиазмом принялся за дело. Снял родные колки, струнодержатель и верхний порожек.
Без особого труда вытащил и без того вылезающие лады.
Выровнял чуть скрученный кленовый гриф путем шлифования вишневой накладки с перламутровыми дотами.


И принялся за удаление лакокрасочного покрытия черного цвета, которое обнажило нижний красный слой. Владелец говорил, что гитару переделывал до него еще его отец и она как минимум дважды перекрашивалась. О существовании красных «Элгав» я не подозревал и предположил, что черный корпус сначала перекрасили в красный, а потом снова в черный.

Какого же было мое удивление, когда из под слоя черной краски стала проступать та самая белая и размашистая надпись. В тот день я больше ничего не делал, лишь наводил справки и размышлял о том, как поступить.

Оценив имеющийся ущерб, мною было принято решение не сохранять родную краску по причине невозможности восполнить утраченное и невозможности снять два верхних слоя краски, не повредив необходимый.


Ни ручным циклеванием, ни машинным шлифованием не получалось снять старую краску. Шлифовальные круги и ленты моментально забивались краской, поэтому я отмачивал краску 646 растворителем и снимал шпателем или отмывал ветошью. Далее были заделаны все отверстия и полости, которых быть не должно.


Первый слой грунта.

Почему-то тогда именно цвет RAL 3020 показался мне максимально похожим на оригинал. Поэтому я выбрал его. Сейчас бы поспорил с этим.

Пришло время наносить фирменную надпись. Я отмасштабировал при помощи линейки на мониторе фотографию чьей-то «Элгавы», сделал яркость на максимум и, приложив лист А4, просто обвел надпись карандашом. Вырезал лезвием с третьей попытки, приложил к корпусу и зафиксировал парой полосок скотча. Далее напылил краску пистолетом, при малой подаче воздуха и максимально малой подаче краски. Первый раз переусердствовал с количество краски, а вот второй раз вышло что надо.

После этого корпус был залит двумя-тремя слоями бесцветного полиуретанового лака и остался сохнуть на неделю или больше.

В это время я приводил в порядок гриф. Заменил лады на новые Sintoms, которые по толщине были почти идентичные с оригинальными. Пропитал вишневую накладку маслом. Лады хотел вернуть родные, но в тот момент был уверен, что избавился от них. До сих пор храню их в коробке на память.

Старый лак трогать не стал – он был вполне хорошим, с настоящим винтажным кракелюром. Трещинки залил эпоксидкой, немного натер все бесцветным воском, чтобы исключить влияние влаги.
Очистил и смазал колки, подправил/подогнул что надо чтобы не люфтило, заменил некоторые штоки в них. Установил на место регулируемый верхний порожек с гайкой.


Пару слов о заводских косячках. Один шток был засверлен криво. Сбоку в голове грифа фреза вырвала добротную щепу (так бывает когда фреза идет «против шерсти»), которую так и оставили, а в кармане грифа был вклеен клин, чтобы гриф не гулял. Не критично – не космический корабль строили. Кроме штока все оставил как было.

Еще обратил внимание, что отверстия под колки были заметно больше штоков и под давлением натяжения струн штоки немного наклонялись вниз, гнули мягкую планку, вырывали саморезы. Решил проблему установкой импровизированных латунных втулок, сделанных из телескопической антенны советского радиоприемника.

Далее вырезал новую «косточку» из пластика в бридж как на оригинале. Смастерил для него регулировочные гайки, которые отсутствовали. Саму деревянную часть намеренно не трогал, а просто покрыл слоем масла с твердым воском для лучшей сохранности. Шпильки под гайки взял от советской мебельной ручки.


В один день, уходя с работы, наткнулся на добротный кусок белого пластика, который валялся у мусорного бака рядом с цехом. Я решил, что он идеально подошел бы на изготовление пикгарда, который я решил на этот раз не обводить с монитора на листок, а просто вычертить на компуктере.
Еще в это же время я купил нерабочий электроакустический блок «Эскорт» и много времени ушло на его оживление.
А за это время лак на корпусе окончательно окреп и был готов к полировке, к которой я с неудовольствием, но приступил. Окончив с полировкой я навсегда вернул на законные места антабки и струнодержатель. Под антабки подложил круглые шайбы из толстой кожи, а под струнодержатель заранее подсунул провод для заземления.


Теперь оставалось искать недостающие элементы, коих было не мало. Так я у товарища SPA выменял на гитарную мелочевку пару «девятирублевых» датчиков и силуминовых штоков. С «Восточного блока» приехали новодельные ручки-крутилки. Где-то нарыл родной разъем.

Благо, на просторах всем известной торговой площадки есть все. Даже старые потенциометры или новые настенные выключатели, которых мне кровь-из-носа не хватало.


Еще к этому времени я дочертил пикгард, а с ним и корпус… и надпись на корпусе. Чтобы было. Корпус чертил с фотографии своей гитары, а надпись и пикгард взял из интернета. Потом все наложил и спозиционировал.

Вырезал на ЧПУ шаблон пикгарда из ХДФ и, убедившись что он подходит, взялся вырезать его же, но уже из пластика. Первая примерка показала, что надпись можно было расположить ближе к краю, ну и ладно. В чертеже я это учел.

Шурупы для крепления пикгарда к корпусу я скрутил с дверцы старого советского шкафа, которой в моем доме подпирали ворота на въезде во двор. Плоский шлиц, все по канонам.
К слову, исследуя сайт я узнал, что мой некплейт является родным, что оказалось приятным сюрпризом для меня.

Приступил к электрической начинке. К сожалению, здесь фотографий не делал. Перед пайкой я разыскал в интернете множество фотографий родной распайки «Элгавы». Намутил советский рабочий конденсатор, провода в экранирующей оплетке. Все как на фотографиях. Только вместо алюминиевой фольги я вырезал копию той же формы из советской медной фольги. Думаю не критично.


О моих косяках. Звукосниматели крепил только к пикгарду креплением винт-гайка, хотя в оригинале шуруп пронизывал основание датчика, пикгард и уходил вглубь дерева. Все шурупы и винты с гайками не родные, но наши, советские.
После проверки корректности работы всей незамысловатой схемы и установки новых струн можно было сказать, что работы по восстановлению были окончены.
На ваш суд, господа.







Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
SPA, 21.03.2022, 22:24

отлично!

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
VP, 22.03.2022, 01:56

Всё правильно сделал.
Его пример - другим наука (с)

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
BrotherBlues, 22.03.2022, 02:47

Прекрасная работа!
Как и ваши миниатюрные образцы!
Надеюсь вы обоснуетесь на форуме. Такие люди нам нужны)

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
Rezident, 22.03.2022, 05:39

Красный цвет Элгаве к лицу Великолепный результат!

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
StariyDed, 22.03.2022, 06:04

Да, красненькая весьма и весьма...
Отличная работа, с душой и большим желанием!


Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
Nik, 22.03.2022, 07:15

Просто здОрово! Что тут скажешь.
И да,красное платьице ей очень идет.
Звук с девятирублевыми будет?

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
Claydon, 22.03.2022, 07:44

Ух ты, какая симпатичная получилась, супер!

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
Uncle Sascha, 22.03.2022, 09:43

Очень красиво и добротно!

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
Skyworker79, 22.03.2022, 10:07

Прекрасная работа! Спасибо! Фото с роялем, прямо как из буклета! Ждем звуковые примеры

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
MaxVlasovRu, 22.03.2022, 19:05

Красота!

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
EbenezerDorset, 22.03.2022, 19:46

Всеобъемлющий респектище автору!

Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
Father_42, 22.03.2022, 23:06

Превосходно !!


Re: Отчёт о давнишней реставрации Элгавы.
fremontine, 23.03.2022, 17:34

Спасибо, господа коллекционеры! Одобрение сообщества любителей соц. и сов. гитар - высшая степень похвалы данной работы. В 2009 году выкладывал отпионеренный мной бас-Урал.и был освистан. За дело. Урал тот давно у одного из пользователей сайта.
В ближайшем будущем закончу реставрацию классического Урала и обязательно поделюсь.

BrotherBlues давно тусуюсь на сайте, но скорее как read only. многие ники и статьи уже знаю как свои пять пальцев.

Nik скоро ко мне приедет педаль Гамма Delay и я обязательно запишу что-то и при помощи "Эскорта" тоже. Хотя играть толком не умею.