Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 26.04.2022, 07:23

Как ни странно, несмотря на широкую известность адаптеризированной гитары арт.410 производства данной фабрики (см., например, обзор [link]
"ПОДСОЛНУХИ.
Электрогитара Ивановской фабрики музыкальных инструментов. Арт 410."
), на Форуме пока что не было опубликовано достаточно полной информации по истории предприятия.

В данный момент имеется возможность восполнить этот пробел:

[link]
4 июня 2021
Как стулья и шкафы заменили на пианино и гитары

В июне [2021 г.] исполняется 65 лет, как в Иванове появилась фабрика музыкальных инструментов.

На обучение мастеров отправили в Ленинград и Калугу
Она сменила мебельную фабрику, которая открылась в 1937 году рядом с садом "Меланжист". Это небольшое предприятие вырабатывало еще и зеркала. В 1952­-м на фабрике произвели 40 755 стульев, 1209 столов, 801 комод, 602 шкафа. Однако, очевидно, потребности населения в предметах интерьера в достаточной степени обеспечивались другими подобными производствами. А вот музыкальных инструментов не хватало, тогда как количество музыкальных школ, училищ, кружков и домов культуры увеличивалось с каждым годом.

Ивановская фабрика по производству пианино была создана на базе мебельной на улице Молотова (с 1974 года – Смирнова). С начала 1956 года проходила реконструкция предприятия: перестраивали цеха, переделывали станки, оснастку, завезли новое пневматическое оборудование. 50 рабочих направили на обучение новым профессиям в Ленинград (на фабрику клавишных инструментов "Красный октябрь") и Калугу. Непосредственно на месте, без отрыва от производства на новом оборудовании обучили еще 55 человек.

В первые дни июля девять пианино с маркой "Иваново" поступили в розничную торговлю. Десятое передали в областной краеведческий музей, включив в число экспонатов изделий, которые вырабатываются в области.

В 1957-­м освоили поточный метод производства и за год собрали 900 инструментов. При этом условия труда были далеки от идеальных: рабочие на общем собрании парторганизации фабрики жаловались на холод в цехах, мешающий не только трудовой деятельности, но и просушке инструментов, плохие условия хранения и, следовательно, качество материалов: древесины, фанеры, лака, клея, а также на их нередкий дефицит. Всё это зачастую мешало выполнению производственного плана.

Паспорт пианино Ивановской фабрики #1271, выпущенного из цеха 8 апреля 1958 г.:









Инструменты делали с помощью… лошади
На фабрике сначала производили только деревянные части пианино, а металлический корпус, струны, молотковые механизмы поставляли с других предприятий. Тяжелые детали по территории возила лошадь. На ночевку ее отправляли в один из соседних домов, при котором была конюшня. На лошади также перевозили отходы древесины (их использовали как дрова).

С самого начала на фабрике работали замечательные мастера: деревообработчики, столяры-краснодеревщики и настройщики. Последние составляли особый "клан" в городе. Они все хорошо знали друг друга, даже если не работали вместе. Были великолепные "слухачи", то есть имели абсолютный музыкальный слух.

Традиционная технология производства деталей пианино – покрытие несколькими слоями нитролака, шлифовка до гладкости, а затем полировка спиртовым лаком-политурой. Операция достаточно долгая и трудоемкая. Почти всё делалось вручную, только для широких и ровных плоскостей использовали станок.

О качестве выпускаемой продукции можно судить по участию как в союзных, так и в заграничных выставках. Фабрика выезжала со своими музыкальными инструментами в Венгрию, Болгарию, Австрию, Чехословакию. Пианино "Иваново" модели "С­5" обладало хорошими акустическими и механическими характеристиками.

Пианино "Иваново" #19573, выпущено из цеха 29 декабря 1969 г.:


Паспорт пианино "Иваново" модели С-5, 1971 г.:







Аллергиков пришлось перевести в грифный отдел

Но в конце 1960-­х годов рынок пианино в стране был перенасыщен. Не для всех оказалась приемлемой их высокая стоимость (более 500 рублей). Одновременно с этим в стране создавались многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, в парках, в подъездах и во дворах домов молодежь "бренчала" на гитарах.

Партия "откликнулась", и в ноябре 1969-­го был издан приказ "О мерах по дальнейшему увеличению производства щипковых музыкальных инструментов на предприятиях местной промышленности РСФСР". Это непосредственно повлияло на переориентацию производства на ивановской фабрике. Ее представитель Козлов на партийном собрании сообщал, что "за последние годы значительно возросла потребность населения в щипковых музыкальных инструментах, особенно в гитарах. Было решено в IV квартале 1970 года освоить производство акустических гитар на нашей фабрике и довести мощности по их выпуску к 1973-­му до 150 тысяч штук".

В январе 1971 года на фабрике заканчивали выпуск последних пианино и одновременно активно развертывали новое производство. Предприятие стало официально называться Ивановской фабрикой музыкальных инструментов. Создали два отдела – грифный и корпусной. Казалось бы, что сложного в гитаре? А на самом деле этот музыкальный инструмент имеет в своем составе 42 отдельные детали.

В грифном отделе на стенках вытягивали грифы, вбивали медные проволоки во внешнюю часть. Тут же вытачивали подставки. Колки и струны поставлялись с другого завода.

В корпусном отделе разместились станки для изготовления обечаек (изогнутые тонкие пластины и ламели) из прямоугольных кусков тонкой фанеры. Эти куски пропитывали меламино­формальдегидными смолами и помещали в специальные станки-зажимы с электрообогревом. Смола высыхала, а деталь приобретала нужную форму. Сразу же возникли трудности: от паров формальдегидной смолы у рабочих начались дерматиты. Аллергиков пришлось перевести в грифный цех.

В начале 1971 года "гитарная линия" уже полноценно работала.

Акустические данные проверял преподаватель музучилища
Изменилась технология отделки инструментов благодаря изобретению полиэфирного лака, слой которого затвердевал без присутствия кислорода. В лак добавляли парафиновые составляющие, которые экранировали лак от воздуха.

Любопытно свидетельство работницы фабрики Ирины Голубевой: "Полиэфирный лак отвердевал за 30 секунд под инфракрасным излучением. Производительность сразу выросла! Вот тут-то на фабрике развернулось настоящее творчество! И раньше из остатков шпона ореха и красного дерева делали интарсии (инкрустации на деревянных деталях инструментов), а теперь придумали наклеивать на кусок обработанной доски репродукции картин, продававшихся тогда в книжных магазинах, и заливать их лаком. Получались великолепные рисунки, правда, с коричневым оттенком из-за лака. Делали и особые брошки: наклеивали на деревяшки с булавками кусочки открыток с палехскими картинками и также поливали лаком. Всё творчество осуществлялось тайком от начальства, но не на продажу, а для подарков друзьям и родственникам".

Но вскоре при отделке корпусов вернулись к старой технологии (нитролаку). Толстое покрытие "убивало" звук, поэтому нашли золотую середину: чтобы были и красивый внешний вид, и чистое звучание.

Сначала корпуса на приспособлениях-ручках покрывали одним слоем бесцветного нитролака и вешали заготовку на веерную подставку, рассчитанную примерно на 20 корпусов. Лак наносили в окрасочной камере, оборудованной вентиляцией. После покрытия первым слоем лака 20­-й гитары замыкался веерный круг. Когда первые детали высыхали, на их поверхности начинал топорщиться древесный ворс. Изделия снимали с подставки и шлифовали шкуркой вручную. Затем наносилась аэрография – рисунок на корпусе темным лаком. Потом еще два раза обрабатывали бесцветным лаком. Всё сушили и отправляли на сборку.

В сборочном цеху к корпусу приклеивали подставку, привинчивали гриф, натягивали струны на колки и настраивали гитары, проверяли звучание. Кроме того, звуковые и акустические качества гитар два-­три раза в месяц проверялись преподавателем музыкального училища, который заносил данные в специальную тетрадь.

Начиная с 1973 года за хорошие технико-экономические показатели коллектив фабрики неоднократно отмечался переходящим Красным знаменем городского комитета КПСС и Горисполкома.

Для профессионалов – индивидуальные заказы
В 1978-­м на предприятии прошел ремонт: сделана пристройка к котельной, смонтированы и пущены в эксплуатацию паровой котел, компрессор, воздухосборник, механизирована подача топлива в котельную за счет электропривода. Всего установили оборудования на 41 тыс. рублей.

Партийное бюро фабрики мобилизовало коллектив на выполнение плановых заданий и социалистических обязательств. Так, в 1980-­м годовой государственный план по реализации готовой продукции реализовали на 102% за 9 месяцев. Вырос выпуск гитар со знаком качества. Организован участок по изготовлению концертных гитар и по индивидуальным заказам музыкантов-профессионалов.

Также на фабрике запустили производство игрушечных гитар, гитар с корпусами, оклеенными шпоном красного дерева, электрогитар со звукоснимателями. Стал работать цех по производству чехлов (их делали из коричневой саржи).

Коллектив фабрики был небольшой: все друг друга знали и жили дружно. Многие работали целыми семьями, сложились рабочие династии. Профсоюзная организации занималась досугом сотрудников (поездки на Рубское озеро, экскурсии, совместные походы в лес). Все участвовали в городских туристических слетах, ходили на лыжные прогулки.

На фабрике имелся свой эстрадный оркестр, в котором участвовали пять музыкантов и певица.

В 1991 году фабрика была переименована в арендное предприятие "Струна". Ныне в ее корпусах расположилось производство материалов для шумоизоляции. Многие сотрудники старого предприятия уже ушли из жизни. Осталась лишь память об этих замечательных людях и об этой, пусть и небольшой, но очень родной многим ивановцам фабрике.

Макар ЛЬВОВ, архивист облархива

_____________________________________

И в заключение - пара цитат из темы 2016 года [link] "Ивановская "электрогитара" "первых дней" - радиовилка и пр... Помогите с компонентами!" относительно одного из самых старых изделий арт.410, которые видны на Форуме:

leningradka Цитата ...

Купил я тут к своей коллекции акустических гитар СССР адаптеризованную акустику Ивановской фабрики 76 года. Первый год выпуска, если судить по здешнему "Музеуму"... На гитаре стоит звукосниматель, как у "МЭФМИ 410", а также её же темброблок. ... радиовилка (разьём как на МЭФМИ)...





leningradka Цитата ...






leningradka Цитата ...

А вот и фото этикетки и "узла соединения" 3-й струны, чисто ради смеха...









Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
GeorgeM, 26.04.2022, 08:43

И вот останки зданий этой фабрики по состоянию на 18тый год.



зы: через месяц снова там рядом буду, но есть ли смысл фоткать...

Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 26.04.2022, 16:29

Дизайн паспортов не менялся по крайней мере с 1978 по 1985 г.

Вот август 1978 г.:








а вот декабрь 1985 г.:






А вот 1974 года был в иных цветах:






...и каким-то образом среди них в 1982 г. затесался совсем нецветной паспорт 7-струнной гитары - прям как будто закончились бланки перед Новым Годом и пришлось отксеривать:
[link]










И в том же самом декабре 1982 года ещё и слово "Иваново" на титульном листе куда-то потерялось:
[link]







Причем отксерили без слова "Иваново" достаточно большую пачку, потому что её хватило и на часть 1983 года:
[link]


То ли типография сгорела? - но паспорт арт.386 в начале 1983 г. рисовали от руки (предприятие-производитель - Ивановская фабрика - указано в п.7.1):
[link]




И в этом начале 1983 г. что-то там не задалось не только с паспортами, но и с этикетками: пока рисовали их от руки, куда-то потеряли скрипичный ключ...
[link]



Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
MaxVlasovRu, 26.04.2022, 19:03

Класс, спасибо!

Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
priymakpg, 26.04.2022, 23:38

Ивановские акустики мне всегда казались очень гармоничными в своих пропорциях, по сравнению с акустическими луначарками 80-х.
Хороший материал, спасибо.

Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 20.11.2022, 10:43

Невероятно натуралистично (в смысле бёрста) выполненная игрушечная:
[link]









Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
woka, 01.12.2022, 16:24

По этикеткам...

Предположительно самая ранняя, т.к. присутствует отдельная этикетка с артикулом на луначарский манер (единственное известное мне фото). Если не фейк конечно.


Самая массовая этикетка, встречавшая в разных цветовых исполнениях как минимум с 1974 по 1993 г.г. Самая массовая расцветка малиновая, для выявления зависимостей между цветом и годом слишком мало данных.


Другие этикетки


Игрушки и сувениры


Подборка ивановских этикеток содержит фото, найденные Cdur, schiva, Vasilii. Возможно чьё-то участие у меня не отмечено, простите. Спасибо, камрады!


Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 01.12.2022, 18:31

Если вариант этикетки на гитаре арт.Н-9Р 1981 года выпуска, любезно приведенный коллегой Woka выше, несёт на себе маленькое изображение Знака качества

, то версия на 7-струнной гитаре арт.365 от сентября 1979 г. выпуска являет миру Знак качества в более заметной форме, - ну и слово "Гитара" написано курсивом:
[link]




Наличие цены "с чехлом" ношению Знака качества не мешало: знакокачественный арт.Н-9р стоил "с чехлом" уже не 20 р. 35 коп., а целых 25 рублей:
[link]





Цена "с чехлом" в сочетании со Знаком качества применительно к арт. Н-9р достоверно датируется III-м кварталом 1983 года:




...а вот на 7-струнном арт.Н-9Р в том же сентябре 1979 г. Знака качества ещё не было:
[link]




...как его не было и на 7-струнном арт.410 в августе 1979 г.:
[link]



Надо сказать, что отношение к производству арт.365 было достаточно серьезным - вот пример инструмента 1975 г. выпуска ещё без Знака качества:
[link]









Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 18.12.2022, 06:58

Во как: выпускалась не только "Гитара" и "Электрогитара", но ещё и "Гитара с чехлом" арт.388 - по крайней мере в 1974 г., за 16 руб. 50 коп.:
[link]




Более поздняя (? - ибо на рубль дороже, 17 р. 50коп.) версия арт.388 уже не содержит упоминания о чехле - зато этикетка двойная, перебитая от оригинально другого артикула:
[link]




С другой стороны, в последующие годы (выше в посте Woka с этикетками видна 1988 года) имел место арт.371р, у которого название было просто "гитара", но "с чехлом" была цена - и не маленькая, целых 26 руб. прейскурант 077-01-1982/27:
[link]



(В том же посте Woka видна этикетка арт.Н-63Р, у которой тоже цена "с чехлом" - в размере 27 руб., прейскурант 077(01-15)-1982/27):


И даже вездесущий арт.386 в условиях Иваново умудрился в 1977 году не только прописаться
по 15 руб. "с чехлом"

,
но ещё и подорожать к декабрю 1977 года до
17 р. 30 коп. "с чехлом". в результате нанесения олимпийской символики и добавления букв "ол" в наименование артикула...
[link]



Ещё один олимпийский 7-струнный "арт.386 ол" с надписью "Москва-80" за те же 17 р. 30 коп. "с чехлом"
[link]



Без чехла, 6-струнный арт.386 в 1975 г. стоил 15 руб.:
[link]



Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 23.01.2023, 13:59

Оригинальная коробка игрушечной гитары:



А бывали и с таким зверем - вроде ещё не попадались:
[link]



И вот такие художественные "навороты":
[link]






Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 31.01.2023, 10:07

Практика переклея этикеток в 1991 г.:






Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Baza, 01.02.2023, 11:20

Ага, таки турист Ивановской фабрики.
Почему-то казалось, что их на Украине делали.

И судя по форме бриджа, таки буду искать.

Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 01.02.2023, 12:17

Да их было там и с рукописной отчасти этикеткой




и с полностью типографски отпечатанной:




...и с лаконичной безартикульной, о 7-ми струнах
[link]





...и с лаконичной безартикульной этикеткой с подклеенным-таки артикулом и в 6-струнной версии:




Re: Ивановская фабрика музыкальных инструментов
Cdur, 04.04.2023, 10:46

[link]
Артикул 369р. Цена 21 руб.
Прейскурант 077-01-1982/27