Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Cdur, 29.10.2022, 14:52

В журнале «Техника молодёжи» №8 за 1936 г.
вышла статья Евгения Симонова "Электрификация звука" (текстовая версия доступна на [link],
отсканированный номер этой "Техники-молодежи" лежит на [link]). При том, что в тексте статьи слово "электрогитара" не упоминается, она сопровождается даже двумя фотоиллюстрациями, на которых изображена адаптеризованная электрогитара (что подтверждено подписью к рисункам):




Электрогитара снабжена электронным блоком, размещенным в необычном, на сегодняшний взгляд, месте, - а именно, на обратной стороне головы грифа. Данный блок
с помощью провода с вилкой включается в некую расположенную на стене розетку. Может показаться ,что это электронный блок со встроенным усилителем и динамиком, - однако как именно снимается звук, остаётся непонятным....

В отношении установки компонентов электрогитары на обратную сторону головы грифа, удалось найти значительно более поздний - 1950 года - комментарий. А именно, в описании электродинамического звукоснимателя, опубликованном в статье Е.Прохороаа "Электрогитара" на стр.54 журнала "Радио" № 2 за 1950 год, говорится, что такой звукосниматель "крепится двумя планками на головке инструмента":
[link]




Других комментариев обнаружить не удалось. Было бы очень интересно ознакомиться с дополнительной информацией, если таковая доступна у кого-нибудь из уважаемых коллег.


Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Marx, 29.10.2022, 14:58

Крутая информация! И очень интересная... у хофнера видел очень ранний звукосниматель, который ставился на арктопы между бриджем и странозацепом... с регуляторами
А такого решения ниразу не видел... все на поиски сохранившегося экземпляра!

Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Cdur, 31.10.2022, 13:35

То, что было кратко изложено про электродинамический звукосниматель в процитированной выше статье Е.Прохороаа "Электрогитара" (стр.54 журнала "Радио" № 2 за 1950 г.), было изложено подробнее в книге С.Г.Корсунского и И.Д.Симонова 1957 г. издания:







Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Gorbynkov, 31.10.2022, 14:38

Cdur Цитата ...

В журнале «Техника молодёжи» №8 за 1936 г.
вышла статья ............................

.......
Струны подключать к розетке...... Это оригинально!

Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Cdur, 31.10.2022, 15:25

Gorbynkov Цитата ...

Cdur Цитата ...

В журнале «Техника молодёжи» №8 за 1936 г.
вышла статья ............................

.......
Струны подключать к розетке...... Это оригинально!


Я было тоже при подготовке текста написал, что показанный на фото электронный блок на голове грифа включен в электророзетку - но предпочел не делать поспешных выводов, - ибо тогда непонятно, как и что работает. Как можно прочитать на
[link], Саул Григорьевич Корсунский, в 1930 г. окончивший Московскую консерваторию по специальности «музыкальная акустика», в 1932–48 гг. трудился в должности старшего научного сотрудника в Научно-исследовательском кабинете Московской консерватории. Как в наши дни в специализированных лабораториях присутствует не только электросетевая силовая разводка, но и слаботочная - те же компьютерные сети с гнездами для подключения соответствующих разъемов, - так и в те времена СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ лаборатория вполне могла быть оснащена стационарно-оборудованными разъемами для подключения звукоснимателей и микрофонов к усилителям, - при том что стандартным доступным разъемом был всё тот же вилочно-розеточный...

То, что именно С.Г.Корсунский представил Андре СЕГОВИИ адаптеризованную гитару во время визита прославленного гитариста в Москву 17 мая 1936 года, уже отмечалось в другой теме ("КБ ЭМИ" - см. [link]):
[link]
"Музыкальная академия", выпуск № 7 │ 1936 (36), с.71
Борис Тиц
"Андре Сеговия"




Так что опубликованные в "Технике-молодежи" 1936 года обсуждаемые здесь фото вполне могли быть сделаны в стенах специализированной лаборатории, и тогда установленный на голове грифа звукосниматель подключен, как и положено, к усилителю через стационарную разводку, которой оборудована комната


Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
EbenezerDorset, 31.10.2022, 18:20

Конечно же, к усилителю. Тут вариантов нет. Вилочно-розеточный разъëм - совершенно стандартное дело для того времени... да и четверть века спустя был вполне себе употребим.

Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Cdur, 31.10.2022, 20:47

Cdur Цитата ...


...в те времена СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ лаборатория вполне могла быть оснащена стационарно-оборудованными разъемами для подключения звукоснимателей и микрофонов к усилителям...



Тот самый И.Д.Симонов указывает, что в Лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории имелась ещё и радиостудия, из которой транслировались концерты электромузыкальных инструментов, в том числе адаптеризованных:






Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Nik, 01.11.2022, 09:40

Чем дальше,тем интереснее!

Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Al.ex, 03.11.2022, 04:26

- это, да)

.. вот, ещё б узнать конструкцию описываемого оного.. хоть принципиальную в самых пусть общих чертах
ооочень любопытно)

ато всё немцы да немцы, понимаешь.... с примазовшимися швейцарцами



___
впрочем хотя наверно тогда много кто чего везде наизобретал. просто мы, не знаемъ. (-я)

Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Gorbynkov, 03.11.2022, 05:48

Al.ex Цитата ...

- это, да)

.. вот, ещё б узнать конструкцию описываемого оного.. хоть принципиальную в самых пусть общих чертах
ооочень любопытно)


....................
Уже разжевали же - осталось только в рот положить!
Собственно конструктив соленоида. Ничего нового.
Повторить довольно легко, взяв соленоид из магнитофона.
..........
Однако такой "датчик" имеет существенный недостаток. Микрофонный эффект.
Будет отлично ловить все неосторожные удары и пр.... по корпусу гитары.
Лучше чем звук от струн......
Если гитару использовать как кахон, тогда да! Покатит.



Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Al.ex, 03.11.2022, 06:07

Gorbynkov), кэп .. спасибо ты открываешь мне глаза )

ну, а остальное -то, -??)
иль ты глубокомысленно не стал четать дальше буков-много .. -?)



___
кстати.
- а кто сказал что "микрофонный эффект" это таки обязательно плохо ?)
(при отсутствии десяти-подряд фузов-дисторшнов, - для той музыки ..) и кстати стучать/пристукивать время от времени по гитаре это вполне-себе даже в-жилу если с музыкальной разумностью

Re: Электрогитара 1936 с электродинамическим блоком С.Г.Корсунского на голове грифа
Cdur, 24.12.2022, 07:01

Оказывается, на Форуме уже имела место публикация материалов об адаптеризованной гитаре с адаптером, установленным на обратной стороне головы грифа, - от 06.12.2020 в теме [link], с текстовой расшифровкой статьи Н.Гарбузова "Адаптеризация музыкальных инструментов" в журнале "Радиофронт" #5 за 1937 г.

По ссылке [link]
открываются страницы в несколько лучшем качестве изображения, чем было приведено в теме, позволяющемм разобрать подписи к рисункам, - однако размер оригинальных файлов 1,5 Мб, что не позволяет вводить их без сжатия, ухудшающего качество.

Поэтому здесь приведем только рисунки крупно:










...
В течение прошлого, 1936 г. НИМИ по заданию Всесоюзного радиокомитета осуществил вполне удовлетворительно адаптеризацню нижеследующих струнных инструментов:

1) смычковая группа: альт, виолончель и контрабас;

2) щипковая группа: гитара, балалайка, банджо;

3) рояль,

При адаптеризацин смычковой группы был применен вышеописанный адаптер (система ст. научного сотрудника НИМИ т. Корсунского С. Г.), имеющий форму длинного стержня и вставленный в отверстие, в котором обычно помещается пуговка, держащая подграф (рис. 2).

Адаптер этой системы оказался вполне пригодным для альта и виолончели. Что же касается контрабаса, то его адаптеризация осуществлена НИМИ при помоши адаптера той же системы, но иной формы (более короткого, укрепленного на подставке).

Для скрипки адаптер указанной выше системы оказался непригодным (что выяснилось при снятии характеристики), так как место укрепления адаптера неблагоприятно (отсутствуют весьма характерные для скрипки высокие обертоны).

При адаптеризации щипковых инструментов был применен адаптер, в общем схожий с адаптером контрабаса. Этот адаптер укреплен с нижней стороны головки музыкального инструмента (рнс. 3 и 4).