ТАНГО СОЛОВЬЯ - и его адаптеризованная банджолина
Cdur, 12.12.2022, 13:52

ТАНГО СОЛОВЬЯ - и его адаптеризованная банджолина





Некоторые из струнных электроинструментов, использовавшихся музыкантами ансамбля ЭМИ под управлением Вячеслава МЕЩЕРИНА, уже были отмечены в темах про инструменты марки HERRNSDORF - про электроконтрабас [link] и про электроскрипку [link].

Тем не менее, имеются и некоторые другие доступные материалы, которые пока что не нашли должного отражения на Форуме.

В теме "Гавайка МЭФМИ" [link] со ссылкой на материал 1996 года
упоминалось, что "музыкант - Николай Дмитириевич Степанов... играл в ансамбле электромузыкальных инструментов под руководством Вячеслава Мещерина (по некоторым сведениям, он сейчас играет в группе певца Александра Малинина.) Так вот, Степанов играет в советском стиле Джона Данкера: то есть мелодия исполняется как правило, на одной струне."

Действительно, Николай СТЕПАНОВ упоминается среди участников ансамбля Мещерина, и его присутствие в видеокадрах, запечатлевших концерты ансамбля 1984 года - см.
[link] и [link] - является, возможно, одним из последних свидетельств, визуально запечатлевших исполнителя "старой школы" с гавайской гитарой на коленях [хотя инструмент, похоже, и "нетематический"]...








Однако в ходе тех же выступлений Николай СТЕПАНОВ играет не только на гавайской гитаре. Видимо, это обстоятельство и стало основанием путаницы, в результате которой его на достаточно серьезном ресурсе называют "исполнителем на укулеле в оркестре Мещерина":




Скорее всего, слово "укулеле" появилось в этом тексте в результате неточного перевода в силу своего тоже "гавайского" происхождения - и того факта, что в других композициях инструмент, на котором играл Николай СТЕПАНОВ, был действительно небольшого размера.

Но это был не укулеле. Это была адаптеризованная 8-струнная банджолина.






Действительно, в публикациях об ансамбле Мещерина говорится, что участники коллектива сами адаптеризовали некоторые свои инструменты:
[link] "...в музыкальный “арсенал” ансамбля Мещерина входили электроорганы, терменвоксы, электроарфа; на баяны, скрипки, гавайские гитары устанавливали адаптеры (звукосниматели). Участники ансамбля сами разработали ревербератор (которого тогда в СССР просто еще не существовало). С коллективом сотрудничали десятки музыкантов, среди которых – Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара),..."

Сам инструмент по форме головы грифа и видимому фрагменту струнозацепа напоминает изделие марки MARMA, который показано в своей 4-струнной ипостаси на странице [link].
Однако то, как именно адаптеризирован инструмент, вызывает вопросы: предположим, закрепить 2 звукоснимателя в металлических рамках (один из них с выключателем) можно и на пикгарде-"царапнике" красного цвета, который установлен в нижней части барабана, - хотя увидеть подобный пикгард на банджолине удается, мягко говоря, не каждый день.

Но вот рядом с бриджем установлен переключатель... прямо сквозь пластик барабана!





И похоже, что с нижней стороны имеется рукоятка потенциометра, также выведенная прямо сквозь внешнюю белую поверхность барабана банджолины, - вот и возникает вопрос, не был ли тонкий натягиваемый пластик заменен на более плотный материал, сформировавший, таким образом, "верхнюю деку", на которой уже стало возможным крепить и переключатели с потенциометрами, и пикгард со звукоснимателями?




Интересно, что в более ранней чёрно-белой записи ансамбля 1968 года [link], где Николай СТЕПАНОВ гораздо более молод, инстрмент в его руках всё тот же, но адаптеризирован он по-другому - установкой только одного звукоснимателя, по виду как МЭФМИ в пластиковом корпусе, - при этом пикгард в нижней части барабана вроде бы присутствует, - но здесь скорее всего именно стандартный натянутый пластик, ибо в нем видно зеркальное отражение пальцев правой руки исполнителя...









Вряд ли мы узнаем детали конструкции этой банджолина, - но вот выяснить, что же это за попавшие в кадр вместе с Николаем СТЕПАНОВЫМ такие дивные 4 металлических раструба установлены на металлическом же кольце-стойке рядом с клавишными инструментами

быть может, ещё удастся: ещё один участник коллектива, игравший в записях 1984 года на "Музиме"


вроде как до сих пор даёт уроки гитары в Москве всем желающим [link] - может, кто из заинтересованных форумчан-москвичей найдет возможность с ним встретиться и взять интервью...

Re: ТАНГО СОЛОВЬЯ - и его адаптеризованная банджолина
Baza, 12.12.2022, 14:06

Судя по конструкции держателя раструбов, скорее всего он вращается и качается на гироподвесе.

Такой, наш ответ Лесли-эффекту

Re: ТАНГО СОЛОВЬЯ - и его адаптеризованная банджолина
EbenezerDorset, 12.12.2022, 18:41

Инструмент у Степанова, вполне себе, немецкий. Только, сказать определëнно, западный или восточный - затруднительно.

Он, с одинаковым успехом, может носить имя и Marma, и Roger, и Melodie и ...






Так что, возможно, и "темат".