[АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 05.02.2007, 21:00

Стереогитара СТЕЛЛА (Ростов-на-Дону)




Изделие фабрики роялей в Ростове-на-Дону. Именно ее внешний вид и
описание в старом гудке очаровали меня старым дизайном советских
гитар. И вот - она восстановлена, в первозданном виде, с первозданной
фурнитурой и первозданной электроникой. Даже струны стоят пензенские
Fedosov (от них пальцы черные, когда поиграешь). Дабы моя СТЕЛЛА
обрела винтажную оригинальность - пришлось извести четырех ее сестер,
дошедших до наших дней.

Да... первая СТЕЛЛА попала мне в руки с тремя датчиками, пятью оригинальными
колками, с сильно покоцанной фальшпанелью красивого перламутрового
цвета. Все рычажки (а-ля фендер джагстанг) были оторваны и свалены в
жухлый целлофановый пакетик. Вместо положенных четырех звукоснимателей
было три, и в одном из них не было катушки. Струны были привязаны к "тюн-о-матику"
узлом, похожим на те, что завязывают шнурки у ботинок. Струн было
пять... Стоила то ли восемьсот, то ли тысячу целковых.

Вторая пришла в уже доработанном виде - вырезанная из липкого пластика
белая фальшпанель, фендеровские ручки и два хамбакера СПЕКТРУМ с
чехословацкой электрогитары Йолана Диамант. Вместо колков стоял
разношерстный коллектив китайско-корейского производства.
На ней можно было даже играть (студент, который продал ее мне за
пятьсот рублей, сообщил, что на ней писалась(?) какая-то панк-группа),
но... фальшпанель я сразу выкинул, гриф оказался настолько крив, что
спасти его не смогло бы даже рождественское чудо. Корпус у этой гитары
оказался самым крепким и блестящим. Его привинтили к грифу первой моей
Стеллы и я приступил к поиску электроники...

Третья гитара была куплена исключительно ради фальшпанели (коричневого
казенного цвета) - совершенно безрадостной на вид, но со всей
электроникой и даже с бумажной нашлепкой с тыльной стороны:
"электрогитара Стелла, сборка...." дальше не читалось. Гриф тоже
оказался проблемным, хотя на голове полностью сохранился логотип,
поистертый на предыдущих. Колки уже не помню, но не было ни одного
оригинального. Корпус имел вспучивание фанерного слоя
(который клеился поверх букового корпуса - не знаю для чего!) и с ним
пришлось расстаться. В двух из четырех звукоснимателей опять не
оказалось катушек (ума не приложу, кому они сдались!) но в сумме с
двумя звучками от первой гитары у меня оказался полный комплект.

Итак, после короткой ревизии у меня на руках оказались:
1.Поддающийся правке гриф от первой гитары, хотя все равно надо было
менять и шлифовать лады,
2.Корпус - очень крепкий, как и у всех виденных мною советских гитар,
от второй гитары,
3.Фальшпанель со всеми рычажками, переключателями и звукоснимателями -
подошла с третьей гитары.
4.Из фурнитуры у меня оказалось два комплекта для бриджа и пять
оригинальных стальных колков с открытой механикой - шестой я долго
искал в и-нете, однако гитарный мастер Володя моментально нашел его в
одной из своих коробок с запчастями. Это дает мне право сказать, что в
сборке была использована и четвертая гитара СТЕЛЛА.
5.Звукоснимателей оказалось семь, хотя на каждой гитаре их положено по
штатному расписанию по четыре. У трех были кем-то вынуты катушки (!).
Итого, образовался как раз комплект, где к нашему изумлению в двух из
звучков были по две катушки: намагниченные стержни окольцовывались не
одной большой катушкой, а двумя маленькими - охватывающими три и три
стержня. Зачем? Все просто - гитара СТЕЛЛА - первая советская
СТЕРЕОГИТАРА. Эффект реализовывался до смешного просто: маленькая
катушка с трех верхних струн посылала сигнал на один канал, ее
маленькая соседка, лежавшая вокруг нижних трех струн, - на другой
канал. Для включения этого эффекта на округлой выпуклости корпуса
вверху у грифа располагается переключатель с двумя позициями - вкл и выкл.
6.Конечно же порожек - пришлось купить китайский (Германия) и
поставить его.

ИТАК, это моя первая гитара, которую мы собрали в том виде, в каком ее
создавали СОВЕТСКИЕ конструктора. Единственный минус вышел с
ОРИГИНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКОЙ - мы ничего не собирались менять, однако
из-за мощного затухания сигнала в разветвленных цепях под панелью, мы
реализовали принцип отдельного включения\выключения каждого из
звукоснимателей, вставив их в схему фаза-противофаза-фаза-противофаза.
Все звукосниматели пролили воском для устранения "микрофонного
эффекта", однако шум от них все равно сверх всяких нормативов -
особенно от второго от грифа звучка (в нем катушка опоясывает все
шесть магнитиков, а не как у остальных - две катушки по три магнитика
каждой в звучке). Звучание самое наилучшее - когда включены все
звучки, кроме этого самого фонящего второго.

Насчет качества грифа - ничего я не стал шлифовать, лады оказались
более менее ровными, гриф прямым и править по "высшему разряду" там
было нечего. Когда поставил струны и сыграл свою коронку "Don't fear
the reaper" было просто супер. После чего я перебрался повыше и
услышал как на барре-аккордах та часть струны, что остается между
указательным пальцем и грифом, дает совершенно немелодичный вклад,
более похожий на кошачье попукивание. проверил, поелозил пальцами,
поприжимал - нет, определенно басовые струны ударяются о первый лад
(не забываем, СТЕЛЛА - гитара с нулевым ладом!) и бубнят... Наверняка,
что-то можно исправить, но в целом впечатление от звука слабее, нежели
от моей предыдущей "восставшей из ада" Аэлиты-1. Так что оставим пока
как есть. Подобное отношение усугубляет и поведение оригинальных
колков с открытой механикой - строй они держат, хорошие все же, опять
же - ломаться в них нечему. Но если нужно подкрутить колок для
подстройки - очень плохо слушается рук, крутишь и не понимаешь то ли
он уже натянул струну, то ли еще только собирает в тугой узел кольца
струны, намотанные на сам колок. Шаткое впечатление от колков.

Для большей красивости мы решили поверх невзрачной коричневой
фальшпанели прикрутить перламутровую, предварительно проточив ложбинки
для переключателей и приподняв головки потенциометров. Получилось
красиво, выход на вход "европа-ежик" расположили на самой фальшпанели
(как у Gibson SG), нормальный джек вывели сквозь корпус - как у
ибанезов. Кобылку тюн-о-матика собрали из двух имеющихся, рычаг на
оригинальной машинке - так и не восстановили, но машинка работает -
ничего не расстраивается (в отличие от тех слов, что обычно пишут про
советские гитары и их машинки). На тюн-о-матик мы даже водрузили
металлическую крышку - очень старорежимного вида, похожую на крышки
для бриджей фендеровских джагстангов. Мощно! Мы даже оставили
оригинальные болтики для ремня - они поражают своим неизящным
рабоче-крестьянским видом.
Единственное, что не сохранилось - металлическая пластинка на стык
грифа с корпусом. Прикрутили безымянную золотую - очень красивую и
корейскую. Думаю, надо выгравировать там оригинальный текст, объявить
струны Федосов оригинальными рояльными с фабрики роялей в
Ростове-на-Дону и уже продавать этот раритет по самой залихватской
стоимости. Вот и не знаю что еще писать про это чудо - играть-то на
нем что-то не тянет вовсе.

Автор обзора - Александр Lynyrd Бутузов







СТЕЛЛА взглядом Басиста Кайфа... С электросхемой.

Ну-с, братья, время поведать вам об уникальнейшем инструменте.

70-е и 80-е годы. Гитаростроители всего мира хотят перещеголять друг друга в количестве наворотов на гитаре. Делаются ступенчатые переключатели тембра в добавок к ручке тембра. Добавляется мелочь в виде выключателя самой гитары. Вовсю летят эксперименты по раздельному включению обмоток хамбакеров, запихиванию их же, несчастных, в корпус из-под синглов, и, наконец, активная электроника.

Наши не отстают. Появляется Урал, в котором столько RC ФИЛЬТРОВ, что никто не может до сих пор развести схему, эта же система ставится на Аэлиту, басухи приобретают переключатели тембров чуть ли не с сильноточных схем (галетники), рождается активная гитара в том виде, в котором она сейчас есть... появляется Форманта с невиданным доселе встроенным фузом (и, что интересно, эта гитара удалась!), белорусы лепят футуристические переключатели-"козырьки" на корпуса с очень ненадёжной активной электрикой, смонтированной к тому же черт-те как ,прямо на лапах резисторов... Всем плевать было, что эти гигантские навороты из низкокачественных радиоэлементов стоят на пути такого слааабенького и робкого сигнала датчиков, которые не перерасчитывались со времен рачета первых датчиков на акустику. (Кстати - темброблок там более всего напоминал именно схему Джазбасс...)

Ну а инженеры из Ростова-на-Дону пошли таким путем, что... Я попытался найти эти решения:

Во-первых, серийную гитару с 4 датчиками - таковых почти не оказалось, причем одной из них был небезызвестный 12струнный Орфей. (IZOL!!! Статью давай ,я знаю, у тебя есть этот Орфей!).

Во-вторых ,использовать датчик с раздельными катушками в количестве 2х штук и направлять сигнал по каналам по принципу "ЛК - с дискантов, ПК - с басов" мало кто додумывался.

В-третьих, сама идея ПАССИВНОЙ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ. Что-то подобное я слышал о давно и прочно забытых гитарах ЭКО то ли из Италии, то ли из... ХЗ откуда.

Редкие такие идеи, короче.

Итог бешеной работы мозгов - гитара Стелла.



Это чемпион среди пассивных серийных гитар по количеству регулировок. 5 ручек и 8 тумблеров - вот как!

Назначение их таково.

Верхний ряд. Над каждым звукоснимателем по тумблеру - это их выключает или включает. Рядом с ними тумблер не такой как все - это переключатель стереорежимов.
Нижний ряд. От грифа: переключатель моно/стерео, 2 ступенчатых регулятора тембра.
Ручки: стереобаланс, тембр ЛК, уровень ЛК, тембр ПК, уровень ПК.



Коммутация этого добра мной разведена и показана на схеме. Я совершил подвиг и её даже ПОНЯЛ. На поверку - она проще Урала. Ясно видны 2 идентичных канала.



Комментарии к схеме.
Как работает регулятор громкости и тембра - и так понятно. Кто не понял - читать схемотеж с азов, а потом вкуривать сюда.
Стереобаланс - регулируется одним резистором (В). При замкнутом положении выключателя стерео как бы отсутствует в схеме (замкнутый провод образуется).
Интересная деталь - вне зависимости от того ,включены или нет бриджевые датчики, ВЧ составляющая их сигнала через клеммник сливается далее - на ступенчатый регулятор тембра, т.е. уже ОН её либо режет, либо нет. Оригинально.

Самое интересное - разделение катушек.

Когда выключен режим Стерео, можно пренебречь всем остальным. А вот если стереорежим включен... У него есть 2 типа. В инструкции они именуются "С" и "Т".

Суть такова. Режим "С" направляет ВЧ в ЛК, дисканты в ПК путем съема сигнала "самым нековым" датчиком с первых 3-х струн, а следующим - с 4,5,6 струнами. То есть получается таое "скрестное" включение.
Режим "Т" врубает нековую пару со всеми катушками и сливает её сигнал в ЛК ,а с бриджевой пары - в ПК. Причем катушки нековой пары в каждом из звучков получаются соединенными последовательно.

Звук это дает весьма интересный, но у вас под рукой должен быть обязательно стереоусилок. Иначе один фиг...

Вот такие дела с электрикой.

Идем далее. Корпус. Удобный, маленький и весьма тяжелый. 5 брусков, черный лак. Вкрученные антабки для ремня.



Струнодержатель. Как всегда в Ростове - сурдина из резины и паршивенько сделанный бридж, которому не хватает регулировки мензуры на 5 и 6 струны. Зацеп подпружинен. Пружин две. Плохо в нем то ,что на корпусе он лежит кромкой загиба. Надеюсь ,про сустейн спрашивать меня более никто не станет.



Колки. Ставились разные - я видел, как и на Аэлите, и с металлическими квадратными головками отдельные, так и с пластиком отдельные и на пластине. Что было ,то и ставили ,короче. Колки в Ростове славились фиговостью, за исключением тех, что с металлическими головками, их сложно убить было.





Гриф. Удобной формы, лады средненькие, у меня плохо слушается анкера ,так что натянул восьмерки и успокоился. Надпись на башке и логотип фабрики - золочёные. Прикручен на 3 болта. Лак, без канта. Разметка белыми точками.

В общем и целом - очень красивая гитара. И хорошо лежит в руках. И идеи её схемотехники весьма и весьма интересны... Но... Как всегда. Качество изготовления. А ещё мой экземпляр - на датчиках стоит печать с 88-89 годами. Всем на качество пофиг было. Проводок для подключения к "земле" машинки не присоединен к ней никак, но присутствует и лежит в пазу снизу... Так что...



Остается только гордиться, холить, лелеять и играть на ней. Для чего ещё гитары делаются? Вот буду паять двухканальный усилочек специально для неё.

Всегда Ваш, Кайф.

А вот чуток попозже Михаил Колтухов прислал и фото внутренностей. Я сам хотел его сделать - но лень было струны снимать, а когда разводил схему фотика не было под рукой. Согласитесь - лазить с тестером по этой каше из проводов - подвиг (ну дайте ещё раз себя похвалить )





Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 10.04.2008, 07:24

звук ы студию!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 07.07.2008, 13:28

Неплохая статья.
У меня есть "Стелла" 1983 (!) года выпуска (так написано на этикетке под фальшпанелью) почти в идеальном состоянии, со всеми родными комплектующими (кроме струн , с родным чехлом, с родным рычагом тремоло (сколько лазил в нете, ни у кого не встречал с рычагом), полностью в рабочем состоянии. Во как! Завидуйте!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 22.07.2008, 06:23

Помоему отличная статья, надеюсь она мне поможет в восстановлении своей Стеллы...

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 01.01.2009, 14:59

А как звучит? Хорошо?

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 28.02.2009, 12:47

tobolsk, да вроде нормально звучала.

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
INGVAR, 06.06.2009, 06:55

У МНУ ТОЖ ТАКАЯ ЕСТЬ . ТОЛЬКО ГРИФ СТРАШНО ВЕДЕН , НЕ РАБОТАЮТ 2 Сингла , нет ПОРОЖКА , рычага , ( причем порожков нет ни верхнего , ни нижнего ) НАДЕЮСЬ ВОССТАНОВИТЬ

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 30.12.2009, 11:59

В чём заключается её стереофоничность-то??)))

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 21.01.2010, 20:46

У меня тоже есть.купил всю в идеале,почти не пользованную,только без рычажка и отломанным кусочком пластика в том месте где крепился вход.но я мне на тот момент не до коллекции было,во включателях ничего не понимал(жаль раньше не знал про ваш сайт:((( ),вот и снял весь этот пластик и вырезал новый,экранировал,заземлил бридж.поставил два хамбекера,на каждый отдельно ручка громкости и один общий тембр,вход под джек просверлил как у ибанез.гитару стало слышно,и в общем то теперь полностью доволен ей,и предпочитаю её брать чаще,чем ибанез.Звучание интереснее:)

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Z76, 18.04.2010, 18:13



Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 13.11.2010, 22:09

у меня 82 года..рычага нет..жизнь ее потрепала конечно..попробую востановить.

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
SiPUS, 08.01.2011, 16:37

Благодаря ссылке на объявление от Chelya и помощи форумчанина ritmika,ко мне пришел настенный вариант всем известной гитары.По легенде из объявления,если кто не помнит,она была собрана из того что оставалось,в поздние времена существования ростовской фабрики.Гитара обладает редким для "Стелл" красным матовым окрасом.







Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 08.01.2011, 17:00

Ачуметь! ващпе без бриджа......
Зато на ней точно никто не играл)

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
VP, 08.01.2011, 17:39

Июль 1991. Ещё советское...

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 08.01.2011, 19:10

Потрясающий экземпляр! С синим пикгардом! Состав краски интересен-полиэфир? А почему настенная? Поставить нефиксированный бридж от полуакустики и вперед!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
byte_crow, 08.01.2011, 20:36

Забавная штука. А я как-то общался по телефону с человеком, который утверждал, что у него есть неокрашенная дека (или несколько дек, не помню) от БАС-2, которые были утащены с ростовской фабрики после ее закрытия. Скорее всего это из той же оперы... А красный окрас, его вообще не было у Стелл вроде никогда. А вообще, какие известны на сегодня цвета ростовских гитар, кроме черного? )

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
bay, 09.01.2011, 01:36

Чёрный - был выбран стратегически верно. Покрасили на фабрике в черный - избавили юного пионера от гемора - перекраски в чёрный

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 10.01.2011, 07:07

Всем привет, я себе вот тоже недавно взял стеллу, нема половины перключателей и регуляторов, схема перепаяная, ну это пол беды где можно для неё рычаг достать? или с какого бревня сюда подойдёт рычаг?

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Тот_самый_АМ, 10.01.2011, 08:01

Рычаг можно и заказать
[link]

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 10.01.2011, 10:36

а где и сколько он будет стоить?


Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Тот_самый_АМ, 10.01.2011, 16:39

Вот жеж ссылку дал: [link]

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 11.01.2011, 08:39

И дайте ктото ссылку на прогу для компа которая иметирует комбик.

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Младшой, 14.01.2011, 06:38

Погугли ReValver, Guitar Rig, Amplitube, Guitar FX... Залезь на [link] или на [link]

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 16.03.2011, 13:19

Я тоже нашёл своё чудо, ещё в том году, на улице, выброшенную. Схема была полностью перепаяна, а так всё нормально.
Хорошо, что на эту статью попал, весь интернет перерыл , и нашёл)
Перепаял по схеме из статьи, поставил струны и теперь она рабочая! Только машинки нет, и шумит многовато.
А ещё я приделал не джек, а гнездо на 3.5 мм (на фото видно), теперь подключаю к компьютеру))
электрогитара
«электрогитара "Стелла"» на Яндекс.Фотках

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
hst, 16.03.2011, 14:20

ничего себе!
Респект за поддержание инструмента в сохранности!
Любой другой бы отпионерил

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 23.02.2012, 18:01

а это моя отпионеренная по полной программе-но смотриться прикольно!



Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Я-Ха, 23.02.2012, 18:05

Комбик из швейной машинки - тоже ничё.

Это Вы её так?

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 23.02.2012, 18:06

я -бы так не смог !-руки бы отсохли!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 23.02.2012, 18:08

я только лады поменял -теперь решаю как красить!?

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Я-Ха, 23.02.2012, 18:12

О, а я уже было за банхаммер схватился. Извините.

Добро пожаловать в нашу палату!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 23.02.2012, 18:17

Гитара для выступлений в цирке! -махну на торнаду или колор !

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
vint, 23.02.2012, 18:42

alexmeloman Цитата ...

Гитара для выступлений в цирке! -махну на торнаду или колор !

оптимистично

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 23.02.2012, 19:18

динамик в придачу!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Zeddy, 23.02.2012, 19:22

Даже не представляю состояние колора или торнады для обмена на этот шедевр с динамиком.

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 23.02.2012, 19:51

Тогда на Зингер!

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 25.02.2012, 15:18

Спасибо!-надеюсь я здесь не надолго ! -у меня всего две гитары!-но хочу еще две Иоланы-Торнадо и Рубин -на этом надеюсь остановить заболевание -иначе хронический процесс не остановить ! Господа кто-нибудь освободит коллекцию от вышеозначенных инструментов по реальной цене ???

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 12.06.2012, 19:36

Вот спасибо , ХорошаЯ статейка, все есть и схемы, фотка пикгарда с изнанки , думается скоро все это мне понадобится, а может и нет, Главное его величество случай.

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 25.06.2012, 16:29

Отличная распайка.
Внутри всё сработано очень аккуратно.

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
ZeLiBoBBer, 29.03.2015, 21:56



Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
, 30.03.2015, 04:14

 

Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Skyworker79, 20.10.2016, 16:57

Интересно все-таки,кто-то пробовал Стеллу в стерео-поле?Хотелось-бы откате попробовать:



Re: [АРХИВ] Стереогитара СТЕЛЛА
Cort, 20.10.2016, 19:04

Skyworker79 Цитата ...
Интересно все-таки,кто-то пробовал Стеллу в стерео-поле?


Я пробовал, интересный звук, правда пока практического применения у меня не нашёл. Найдётся какая-то подходящая пьеса - запишу.

Надо было в последнем ролике попробовать использовать, как ритм-гитару, разведя по каналам её стереовозможности. Не додумался, а ведь записывал в левое и правое ухо две разные гитары - одну чистую, другую с хорусом. Стеллой можно было этот процесс упростить. Буду иметь ввиду на будущее.