Электрический овердрайв - своими руками!
, 25.02.2007, 21:00

Электрический овердрайв - своими руками!

Считаю своим долгом заранее предупредить всех, читающих эти строки, об опасности, подстерегающей любого юного техника, равно как и моделиста-конструктора. Овладев передаваемыми посредством данной статьи знаниями, некоторые несознательные элементы общества могут пытаться нажиться на спекуляции изготовленными по приведенным чертежам электрическими приборами, преследуя сугубо личные низменные экономические цели.

Товарищи, помните, что каждый юный техник может и должен сделать свой электрический овердрайв своими руками, ведь только так мы придушим буржуазию, внедрим техническое искусство в массы и перевыполним план по обеспечению каждого музыкального коллектива необходимым количеством электромузыкальных приспособлений. Итак, обратим свои взоры к привлекающему все большее количество гитаристов эффекту, имитирующему звучание усилителя, работающего с максимальным КПД (то есть выдающего максимально возможную громкость).

Известно, что в связи с обострившимся жилищным вопросом далеко не всякий музыкальный коллектив имеет возможность насладиться в полной мере выходной мощностью усилительных устройств. Данное устройство, названное нами "электрический овердрайв" позволяет получить "громкий" сочный звук при любой громкости оконечного усилителя.

Нужно ли говорить, что подобные устройства широко используются за рубежом, в том числе и известными рок-группами, имеющими в своем составе гитаристов. Для самостоятельного изготовления эффекта вам понадобятся некоторые навыки работы с паяльником и чтения электрических схем. Если вы в состоянии отличить транзистор от резистора, различаете цвета и можете прочитать несколько букв и цифр, нанесенных на радиодеталях довольно мелким шрифтом, вы вполне можете попробовать свои силы в сборке данного электромузыкального устройства.

Его схему вы видите на рисунке 1.



Приведем список радиодеталей, использующихся в данной схеме:

Резисторы : 100 кОм (3 шт) 10 кОм (1 шт) 2.7 кОм (1 шт)

Конденсаторы : 2 неполяризованных конденсатора любой емкости (на схеме обозначены как 0.1 мФ)

Прочее: 2 транзистора КТ315 любой серии

2 диода

Переменный резистор сопротивлением 100 кОм

2 гнезда для подключения соединительных проводов

Разьем для батареи 9В

Если у вас нет в наличии какой-либо радиодетали с указанным номиналом, можно взять радиодеталь с максимально близким номиналом (только резистор 2.7 кОм как ответственную деталь лучше заменить переменным или подстроечным резистором, и настроить сопротивление на слух). Ввиду простоты схемы и небольшого количества используемых деталей, прибор можно собирать как "навесным монтажом" (то есть припаивая соответствующие выводы деталей в нужных местах прямо один к другому), так и используя своеобразную вспомогательную конструкцию, основой которой является кусок доски нужных размеров.

В нужных местах в основу вбиваются мелкие гвоздики, служащие точками соединения, к которым впоследствии припаиваются радиодетали. Этот способ придает конструкции дополнительную механическую поддержку.

При сборке схемы старайтесь не перегревать детали, особенно транзисторы, иначе они могут выйти из строя. Сначала соединяйте резисторы, диоды, конденсаторы, а уже потом впаивайте более чувствительные к температуре радиодетали.

Настройка устройства

Большое влияние на тембр звучания оказывают конденсаторы, расположенные на входе и выходе прибора. Очевидно большее внимание следует уделить конденсатору, находящемуся непосредственно на входе: он срезает низкие частоты входящего сигнала. Чем больше его емкость, тем больше низких частот будет в обрабатываемом сигнале.

Подберите номинал в зависимости от личных предпочтений и особенностей используемого инструмента. Следует только обратить внимание на то, что тембр входного сигнала влияет на сам характер ограничения: неподавленные низкие частоты могут вызвать получение "каши" на выходе.

Изменение емкости конденсатора, расположенного на выходе прибора, не влияет на характер ограничения (но также влияет на количество низких частот в звуке). Желающие также могут поэкспериментировать с диодами (например, заменить их светодиодами - сигнал на выходе будет громче, но менее перегруженный).

Вообще можно пробовать изменять номиналы каждой детали по очереди с целью понять ее предназначение и, возможно, подстроить устройство для подчеркивания нюансов звучания. Так, к примеру, резистор 100 кОм, соединяющий базу первого транзистора с эмиттером второго, очевидно влияет на степень усиления / ограничения сигнала (при уменьшении сопротивления звук становится "чище", ближе к исходному, то есть влияние эффекта ослабевает).

 Если вы получите интересные результаты при подобных экспериментах, обязательно напишите нам об этом. Справочное приложение Идентифицировать транзистор КТ315 непосвященному человеку непросто, поскольку эта радиодеталь не имеет соответствующей маркировки на корпусе! Впрочем, есть признаки, по которым вы легко найдете его: он представляет собой оранжевый прямоугольный параллелепипед со срезанным ребром, на задней части которого нанесена буква, соответствующая его серии (в данном случае можно брать транзистор с любой буквой).

На рисунке 2 изображена "распальцовка" его выводов.




Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 27.02.2007, 11:37

Свою первую гитарную примочку я собрал по схеме из книжки "Самоделки юного радиолюбителя" Там было много всяких схем примочек: вау, тремоло, бустер и, само собой, дистошн. На ее сборку меня натолкнул мой приятель-музыкант; соответственно, первый экземпляр я сделал ему. Звук ему понравился:). Я тогда в этом ничегошеньки не смыслил, посему поверил ему на слово. Когда у меня появилась первая эл.гитара "Форманта" встал вопрос о примочке. Вспомнив "рецензии" моего приятеля, я решил "повторить успех":). Если первая прима была заключена в самодельный пластиковый корпус, то для своей мне достался "по наследству" корпус от боссовского "SuperOverDrive". Схема простейшая - три транзюка, два диода, темброблок. Звук у примочки вкупе с "Формантой" и магнитофоном "Весна 201" в качестве комбика представлял... э-э... грязную смесь фузза и дистошена - что-то типа того:). Чувствовалась сильная компрессия звука. Для гаражного панка, который я тогда, собсно, и играл, это прокатывало. Увы, не обладая на тот момент нужной информацией и знаниями в области электроники, я так и не смог довести примочку до сколь-нибудь приемливого уровня. Я пошел по-другому пути - купил с рук заводскую примочку "Venta-overdrive", а свою самоделку за чисто символическую цену продал кому-то из начинающих:). Вот:). Если кому нужна схема - могу выслать;).

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 01.03.2007, 12:19

Высылай всё... И потом, коли там было много схем- -даёшь сканы!

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 02.03.2007, 12:35

Сканы все есть;). Говорите, кому высылать;).

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 03.03.2007, 08:53

Да сюда бы и выслал, Ёж или кто ещё всем на обозрение повесят. Или можно мне (если не лень). Я спаяю, отлажу, прокомментирую.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 05.03.2007, 10:25

ОК, на днях займусь;)

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 03.04.2007, 18:13

и мне вышли пожалуйсто-)))

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
EjiK, 04.04.2007, 07:08

Кайф - все МНЕ высылай,все МНЕ

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 04.04.2007, 19:50

Ёж, тебе в плане отчет о том, что спаяно?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
EjiK, 04.04.2007, 19:53

отчет с фотками,комментариями...статью вообщем!

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 04.04.2007, 20:07

Гут. Щас готовлю про совеццкий "ФУС"...


Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 27.05.2007, 08:13

Ребята, эта схема работает? кто делал? и как вам это? какая лучше?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 27.05.2007, 11:17

схема работает.транзистор надо германиевый только .и диоды подобрать по звуку

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 28.05.2007, 08:42

Спасибо.ответ касается схемы из этого сайта или схемы по ссылке?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 28.05.2007, 09:12

по ссылке

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 13.06.2007, 12:10

Я вот думаю: если я воткну гитару через эту примочку в комп, звуковухе ничего не будет? (интегрирована C-media AC97).

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 18.06.2007, 08:03

нет конечно.особенно если правильно собрать и питать от батареи

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 19.06.2007, 12:45

Спасибо.Теперь буду пробовать паять.И ещё: втыкать только в линейный или можно в микрофонный?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 28.06.2007, 13:35

да в любой.но лучше в линейный.так чище.а вообще лучше в усилитель

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 07.04.2009, 08:15

Ух ты! Диоды с эмиттера на коллектор!!! Прикольно
Это же Electro-Harmonix Little Muff Pi по картинке Jack Orman!
Я вот сюда оригинал выложил (схема номер 2, автор статьи даже номиналы оставил ):


Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 07.04.2009, 09:03

Древняя статья, автор неизвестен вроде.
За картинку спасибо.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
ZeLiBoBBer, 07.04.2009, 10:31


мой первый дист

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 07.04.2009, 11:44

а я через плеер играл, пока не про.бал оный(

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 08.10.2009, 10:43

Тэкс, решил спаять - не пашет. Мож у меня уже глаз замылился? Выкладываю печатку здесь, поищите - что неправильно?

Вообще, думаю пересчитать это дело целиком. Но лень...



Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Baza, 08.10.2009, 11:04

Это по схеме из самого первого линка?

подпиши названия выводов транзюков и элементы по схеме
корпусировку КТ315 я уже не помню.

сейчас загоню в микрокап, проверю

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 08.10.2009, 11:12

Там в статье снизу... По выводам - БКЭ.
Загони, будь добр...

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Baza, 08.10.2009, 11:28

загнал
диоды подключи к выходу второго конденсатора, а не коллектору.

Можно их вообще выкинуть, кстати....второй транзистор и так в насыщение уходит

и ещё: вместо резистора 100к между базой первого и эмиттером второго транзистора поставь 10к

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
GeorgeM, 08.10.2009, 11:36

Baza Цитата ...

Можно их вообще выкинуть, кстати....второй транзистор и так в насыщение уходит

Не, фузфейс получится. А его, как известно, кошерно готовить из германия а не 315тых.
%-))

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 08.10.2009, 11:54

Диоды и так выкинул. Смысл:

ВООБЩЕ НИХУЯ не звучит. Только непонятный треск. Думал, попалил транзюки при пайке. Поменял - хрена с два, то же самое. Так вопрос - не ошибся ли я при разводке?

И можно диоды и этот резистор сделать отключаемыми/меняемыми.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Baza, 08.10.2009, 12:33

по разводке вроде всё верно, соплей не осталось непрорезанных?

собери лучше на макетке

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Baza, 08.10.2009, 12:46

оно так-же сильно критично к входному сопротивлению усилителя......лучше 50к и выше.

уровень входного сигнала меняется от 0,05В до 0.25 с шагом 0,05, на входе два источника 1000Гц и 5000Гц


Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 08.10.2009, 13:21

Прорезал пиздец аццки как. Вот думаю щаз...

А токи там какие текут, не подскажешь? Хоть в КЭ цепях?

Кстати... Что-то не могу врубиться, что ты на вход такое аццкое подал ему. И... Микрокап, он у тебя лицензионный - или как всегда?..

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Baza, 08.10.2009, 13:35

БК, лучше аську включи

первый транзюк:
ток базы 7.737мкА
ток колл. 78.219мкА
ток эмитт. 8.178мкА

второй транзюк:
ток базы 77.777мкА
ток колл. 153.007мкА
ток эмитт. 230.785мкА

аццкое на вход, это два источника синуса 1кГц и 5кГц
при моделировании их напряжение меняется синхронно, от 0,05В до 0,25В с шагом 0,05В

микрокап как всегда, но русифицированный и с доп библиотеками отеч. компонентов.

если надо зашлю

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Басист Кайф, 08.10.2009, 14:13

ОООООО!!! В таких случаях слово "если" неприменимо!
С меня при случае причитается!

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 14.11.2009, 05:25

Класс, надо попробовать.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
, 06.12.2009, 18:41

есть ли люди, которые спаяли это и могут рассказать о результатах?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Владимир-Т, 09.04.2010, 10:33

Элементарный двухкаскадный предварительный усилитель. Кроме усиления сигнала никаких эффектов звучания не дает. Проверено.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Tom Tom, 20.03.2011, 00:05

немного поздно, но вставлю свои 5 копеек
не судите строго....

1. автор статьи вроде как известен, если не ошибаюсь, то это Виолет.
2. схема содрана с Muff-Fuzz... диоды лучше поставить после кондёра, и об землю их=)
3. это не предварительный усь, а эдакий фузз-бустер, звучит стремновато, и не совсем понятно, куда его применять, но в каком-то смысле интересно.

я делал на транзисторах 2N3904... если делать с кнопкой, то только труЪ-байпас, ибо по обратной связи эффект подмешивается в чистый звук

вот, как-то так, надеюсь что дал полезную инфу=)

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 08.07.2013, 19:02

Собрал вот такую хрень. Жужжит, издает звуки. Стоят кт315.
Есть п15, п403, с3д, кт315 и других полно.
Я так понял что для каждого транзюка нужно подбирать сопротивление резисторов.





Re: Электрический овердрайв - своими руками!
StariyDed, 08.07.2013, 19:37

Режимы работы каскадов подбираются под конкретные транзисторы.
Судить о работе или не работе данного устройства сложно. Сделайте измерения по постоянному току в контрольных точках, подпишите их на принципиальной схеме, выложите её здесь в теме.
Все сигнальные провода должны быть минимально допустимой длины, и в обязательном порядке экранированными.
Что является источником питания?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 08.07.2013, 21:51

link
Вот такой онлайн калькулятор нашел. Меряешь hFE, вставляешь)
Вроде все просто

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 08.07.2013, 22:01

А вообще какие есть программки по расчету схем?
А то в расчетах, да и вообще в электронике нуб.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
StariyDed, 09.07.2013, 05:16

Программ множество. Как пример:
[link]
но... нет смысла заниматься тем, чего не понимаешь.
Без обид ОК?
P.S. Имеет смысл, если конечно есть интерес к радиотехнике, начать с азов:
[link]
Почитать литературу:
[link]
Книги Айсберга, Иванова, Васильева, Скворень, и многих других - должны стать "настольными"...



Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 09.07.2013, 09:06

Ну интерес в радиотехнике у меня только один, это эффект спаять)

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
StariyDed, 09.07.2013, 09:26

Классическая ошибка...
Спаять - можно всё что угодно, от простейшей моргалки до сложного УНЧ на дискретных элементах, и это может практически любой человек знающий как правильно обращаться с паяльными принадлежностями...
Весь секрет в настройке собранного, т.е. если брать аналогию с музыкальными инструментами, и гитарами в частности, это когда после изготовления или реставрации, нужно привести их в играбельное состояние, к.т. - длина мензуры, высота установки бриджа, прогиб грифа, и т.д. и т.п...
Даже чтобы помочь Вам дистанционно, мы должны разговаривать на одном языке, т.е. - Вы должны понимать, что, как, чем, и в какой точке принципиальной схемы измеряется...Умение "читать схему" - это азы радиотехники. Нужно понимать какой элемент схемы за что отвечает, их взаимодействие между собой...

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 09.07.2013, 09:33

Что подразумевается "читать схему"?
И в чем моя ошибка?

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
StariyDed, 09.07.2013, 10:19

Начну с последнего...
Классическая ошибка в том, что спаять - не главное, а главное довести до рабочего состояний, а без понимания процесса, в 99% случаев этого сделать практически не возможно, и именно это я постарался объяснить пред идущим постом.
"Читать схему"...Читать схему, учатся примерно так же , как вообще учатся читать, т.е. сначала "буквы"(звуки), потом слоги, потом слова и уже только потом предложения.
Так же и в радиоэлектронике...Сначала, изучение параметров отдельных элементов - транзисторы, микросхемы, резисторы, конденсаторы, и т.д. и т.п... потом связка одного-двух-трёх элементов в единую цепь, с пониманием, какой элемент как себя ведёт в этой связке (схеме), и только потом уже более сложные многоэлементные схемы.
Знающему человеку, не нужно описание работы принципиальной схемы. Ему достаточно просто её увидеть и "прочесть", т.е. - понять что и как.

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 09.07.2013, 17:26

Вроде схемы читать умею, да и работу каскада понимаю в общем.
Поступлю так: для каждого транзюка(опробую и германий и кремний) буду расчитывать сопротивления в том калькуляторе. Собирать, слушать с инструментом. Какое звучание будет лучше, то и окончательный вариант. Если нет, то обращусь с расчетом к знающему. Можно и к вам)))

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
StariyDed, 09.07.2013, 17:56

Не вопрос, конечно можно.
Можно не только здесь, на этом форуме, но на радиотехническом сайте "Паяльник" (cxem.net), где ваш покорный слуга существует под ником SVN.
К стати, на этом сайте очень много радиолюбителей - москвичей, которые, я думаю не откажутся вам помочь не только теоретически, но и практически.
P.S. На сайте есть тематический раздел по различного рода "примочкам".
[link]

Re: Электрический овердрайв - своими руками!
Price85, 09.07.2013, 18:35

Ок. Сейчас форум посмотрю)