Трактат про научно-техническое решение проблемы внедрения авангардного искусства в массы
, 05.02.2007, 21:00

Долгие годы советский гражданин вынужден был ограничивать свои музыкально-выразительные предпочтения жанрами кухонных романсов и походных песен.

Столь важные и нужные жанры, однако, ни в коей мере не могли всесторонне осветить жизнь советского человека. Сложившаяся в те смутные времена скудность и примитивизм выразительных средств обьясняются наличием в торговой сети исключительно акустических инструментов малого радиуса действия.

Естественно, что пролетарий, достигший некоторых успехов в освоении музыкального мастерства должен иметь возможность донести свои произведения до максимально возможного в сложившемся историческо-географическом местоположении. Конечно, можно использовать и такие средства массового гипноза, как радио, телевидение, кинематограф, запись на магнитнитную ленту и грампластинку, но все вышеперечисленные способы малопригодны для истинно авангардных инструменталистов, творчество которых требует специальной подготовки слушателя. Потому и был придуман столь необычный инструмент, как

плектр-гитара

(в зарубежных изданиях - electric guitar).

Главное, чем отличается данный инструмент от родственных ему балалайки и домры - это необычный корпус-резонатор, который не имеет полостей.

Примечательна и форма корпуса, которая имеет разнообразные проявления в разных моделях плектр-гитар, главные особенности которой - облегчение переноски инструмента. С этой целью спереди корпуса расположены стилизированные ручки. В зависимости от формы, количества и расположения ручек различают леворучные, праворучные и двухсторонние плектр-гитары.

Далее, этот необычный инструмент имеет непривычно узкий гриф, или так называемую аппликатурную панель. Поскольку плектр-гитара имеет модернизированный строй и увеличенное количество струн по сравнению с домрой, то и декоративные геометрические фигуры, инкрустированные в верхнюю поверхность аппликатурной панели имеют своеобразное расположение относительно струнозаградительных перегородок.

Очевидно, что исполнителю, ранее использовавшему традиционные струнные, придется привыкать к этому, но это обязательно оправдает себя в будущем, ведь плектр-гитара дает исполнителю практически неограниченные возможности выражения душевных переживаний. Играют на плектр-гитаре специальной жесткой пластинкой -

плектром

, название которого и предопределило название самого инструмента.

Держат плектр в правой руке, в то время как левая традиционно отвечает за изменения тона звучащих струн с помощью аппликатурной панели.

Плектр, несмотря на кажущиеся неудобства, значительно разгружает пальцы правой руки, по принципу своего действия он имитирует ноготь с получением характерного отрывистого звука. Особенно это заметно, если играть у самой подставки. Но самая главная деталь инструмента, не имеющая аналогов среди прочих музыкальных средств - это

электромагнитный датчик,
улавливающий колебания
струны
и преобразовывающий их в электрический ток.

 Главное предназначение этого несколько странного устройства - передача тока на вход электрического музыковоспроизводящего устройства. Таким способом можно достичь следующего эффекта: звук будет слышен не только от струн и корпуса-резонатора, а и от звуковоспроизводящих устройств, подключенных к радиоле или проигрывателю!

Этим-то и достигается задача, поставленная в начале статьи: при достаточном количестве звуковоспроизводящих устройств, помноженном на достаточную мощность электромузыкального тонового генератора, радиус действия полученной музыкальной системы достигает внушительных значений.

То есть игру плектр-гитариста по достоинству оценят намного большие массы, чем, скажем, игру виртуоза-балалаечника.